С этих позиций были разработаны показатели социальной эффективности культурных услуг:
индекс социальности Вайсброда;
ü коэффициент социальной рентабельности (денежная оценка социального эффекта относительно затрат на производство данного социального эффекта);
ü показатель чистой - приведенной социальной стоимости;
ü индекс социальной доходности и т. д.
По признанию исследователей, эти формализованные показатели не всегда поддаются исчислению и не учитывают временной оценки. Данные параметры могут быть взяты на вооружение, но они не учитывают многогранность социокультурной роли учреждений культуры. По признанию многих специалистов это одна из главных проблем бюджетной реформы, ориентированной на результат.
Интересные исследования по этому поводу провели сотрудники Алтайского краевого центра народного творчества и досуга. По их мнению, социально-экономическая активность действительно является основой (главным фактором) человеческого существования и развития, однако это не единственное условие человеческой жизнедеятельности и развития социума.
Данные статистики говорят о том, что социально-экономическая активность населения сопровождается социально-культурной пассивностью, и наоборот, социально-культурная активность - социально-экономической пассивностью.
Отсутствие инвестиций в большинстве регионов РФ отрицательно сказывается на количестве рабочих мест. Безработица служит стимулом (появляется больше свободного времени) для проявления социально-культурной активности, которая, в свою очередь, становится способом адаптации к неблагоприятным жизненным обстоятельствам. В ходе исследования выявилось любопытное противоречие:
ü культурно-развлекательная активность способствует адаптации к безработице;
ü культурно-познавательная активность - поиску способов ее преодоле-
В экономически депрессивных регионах для учреждений культуры открывается огромное поле деятельности: формируя ценности труда, познания, они могут "вытащить" регион из депрессивной "ямы", пробудить население от "спячки".
Таким образом, социально-культурные факторы (доминирование в социуме культурно-познавательных установок и ценностей над культурно-развлекательными) усиливают социально-экономическую активность населения.
Анализ имиджформирующих качеств интернет-ресурса музея.
Имидж - это специально созданный, а не возникший спонтанно образ. Создание репутации - дело многих лет, тогда как для ее разрушения достаточно одной минуты. Поэтому, даже если имидж уже не требуется создавать, всегда существует необходимость его поддержания, укрепления, корректировки.
Глобальная сеть интернет тоже начала играть имиджформирующую роль, но преимущественно на уровне имиджа отдельных организаций и их ресурсов: дизайн сайтов выдерживается в фирменном стиле, контент увязывается с корпоративной РК-политикой. Но подобного узкокорпоративного понимания имиджа явно недостаточно, особенно если влияние учреждения культуры вполне можно распространить по всему региону.
В последние годы культурный туризм объявлен одним из приоритетов регионального развития. Поэтому РР-деятельность в области культуры насущно требует целенаправленной работы со "всемирной паутиной": интернет как мощнейший инструмент продвижения способен сформировать туристские предпочтения пользователя на уровне не только конкретного турпродукта или оператора, но и региона, страны.
Туризм - всеобъемлющая сфера, в которой деятельность субъектов не может быть сепаратной: к примеру, учреждение культуры ("производитель" тур-продукта) и туроператор ("упаковщик") работают в итоге друг на друга.