Культурное пространство страны, отдельно взятого региона и населенного пункта складывается из двух составляющих:
ü историко-культурного наследия, которое состоит из материальных и нематериальных ценностей, значимых для самобытности данной нации, и с экономической точки зрения характеризует объем и масштабы культурного пространства, его качество и сущность;
ü культурных благ, товаров и услуг, являющихся результатом духовного производства и проявляющихся в качестве инвестиций в человеческий капитал.
В экономические отношения входит та часть культурного пространства, которая требует затрат экономических ресурсов и профессиональной организации производства товаров и услуг. Музеи связаны с обеими составляющими.
Музеи могут быть и являются инструментом развития территории, не только делая ее привлекательной для туристического бизнеса, но и формируя общественно-социальную среду, которая влияет на экономику региона и обеспечивает качество жизни.[8]
Коммерциализация инвестиций в человеческий капитал. По мнению ректора Академии народного хозяйства при Правительстве РФ В. Мау, государство первостепенное внимание должно уделять инвестициям в человеческий капитал, и особенно в здравоохранение и образование - секторы, генерирующие спрос на развитие других отраслей и услуг: инвестиции в людей перспективнее, чем непосредственно в производство, считает он.[9] Реформаторы же очевидную сторону влияния культуры, в т. ч. и музеев, видят в социоэкономическом развитии территории, привлечении туристов.
Степень сложности данного вопроса отражает его оценка участниками круглого стола, прошедшего в рамках Второго Московского международного форума "Культура плюс", цитатой из чеховской "Чайки": "Нужны новые формы, а если их нет, то ничего не нужно". И это подтверждает практика. Например, фестивали, которые в 60-е гг. играли прогрессивную роль, сегодня запротоколированы и мертвы.
Никем даже не озвучена идея о том, что оживить фестивальную традицию можно, лишь изменив умонастроение в обществе. Это же касается всех остальных так называемых новых стратегий.
Такая важная тема одной из дискуссий круглого стола, как "Универсальные стратегии в развитии в региональных контекстах", вылилась попросту в обсуждение плюсов и минусов массового туризма как основного источника доходов и главной стратегии взаимодействия культуры и экономики. По сути, вся дискуссия свелась к констатации факта, что массовый туризм - самый успешный способ делать деньги.
О новых же культурных формах взаимодействия говорилось вскользь, словно такие вопросы вообще бесполезно поднимать. Казалось бы, название форума "Культура плюс" предполагает в первую очередь тему духовного развития людей в контексте экономических и социальных реалий, а на деле получилось что-то типа "Бизнес плюс" и где-то на периферии - культура.
Отсутствие государственных приоритетов и целей социокультурного развития отразилось и на способах позиционирования регионами своих культурно-национальных особенностей, ландшафтных и исторических компонентов в целях развития туристического бизнеса. В 2006 г. Государственной Думой был принят законопроект о создании в России особых экономических - туристско-рекреационных - зон. На Первом международном форуме "Особые экономические зоны" большой интерес вызвал проект "Тульский феномен", который представил культурные бренды региона: "Ясная Поляна", "Куликово поле", "Тульский пряник", "Тульский самовар", "Музей оружия" и др. А например, Тверская область с ее богатейшим историческим и культурным наследием, развитой музейной сетью не нашла ничего лучшего, как позиционировать себя в качестве родины Кощея Бессмертного. Данный подход достиг апогея в г. Мышкине. Помимо бренда - "Музея мыши" здесь строится Дворец мыши, где будет тронный зал для церемонии вручения ордена Мыши, учрежденного муниципалитетом за вклад в развитие города.