В соседнем доме (дом № 3) с 1833 года жил Михаил Юрьевич Виельгорский — друг А. С. Пушкина. Музыкант и композитор, один из образованнейших людей своего времени, он был самой известной фигурой музыкального Петербурга. Его имя. как и имя его младшего брата Матвея Юрьевича, знали музыканты Европы. Михаил Виельгорский положил на музыку стихи А. С. Пушкина «Старый муж, грозный муж .», «Ворон к ворону летит .», «Черная шаль», отрывок из поэмы «Полтава» — «Кто при звездах и при луне .». Обаяние личности Виельгорского, атмосфера его дома притягивали сюда писателей, поэтов, музыкантов, художников. Пушкин, Жуковский, Вяземский, В- Ф. Одоевский, Н. В. Гоголь, М. И. Глинка, К. П. Брюллов были постоянными посетителями дома Виельгорского.
В одно время с Виельгорским в этом доме снимала квартиру Е. А. Карамзина — вдова знаменитого историка и писателя. После смерти Н. М. Карамзина — он умер в 1826 году — Екатерина Андреевна и старшая дочь писателя Софья Николаевна сумели сохранить и расширить тот литературно-общественный кружок, который группировался вокруг него. Авторитет имени Карамзина, простота и сердечность в обращении, принятые в его семье, возможность в непринужденной обстановке обсудить новости литературной и общественной жизни России и Европы — все это привлекало к Карамзиным писателей, общественных деятелей и просто умных и интересных людей. Завсегдатаями салона Карамзиных были В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, А. И. Тургенев, А. О. Смирнова-Россет и ее братья, поэтесса Е. П. Ростопчина и другие. У Карамзиных здесь бывал и Пушкин с женой.
В настоящее время в этом доме можно посетить мемориальный Музей-квартиру И. И. Бродского, известного художника, который жил здесь с 1924 по 1939 год. В музее представлены не только его работы, но и картины и рисунки художников конца XIX — начала XX века.
Дом № 5 по площади Искусств напоминает об интересной странице истории культурной жизни столицы предреволюционных лет. Во втором дворе этого дома в подвальном помещении обосновалось литературно-артистическое кафе «Бродячая собака», которое пользовалось огромной популярностью. Кстати, «Привал комедиантов» в доме Ада-мини (вспомните маршрут первого дня) пришел на смену «Бродячей собаке», закрытой по распоряжению правительства.
Инициаторами создания кафе были А. Н. Толстой, художники М. В. Добужинский, Н. Н. Сапунов, С. Ю. Судейкин, В. А. Подгорный (в то время артист театра «Кривое зеркало»), режиссеры Н. Н. Евреинов и Н. В- Петров, архитектор И. А. Фомин и Б. К. Пронин, артист театра В. Ф. Комиссаржевской, служивший в этом же театре помощником режиссера. Пронин стал директором «Бродячей собаки» и ее главным распорядителем.
Помещение нашли в декабре 1911 года. Заброшенный подвал, служивший до того винным погребом, вскоре совершенно преобразился. Сапунов, Судейкин и другие известные художники украсили стены росписями. Архитектор И. А. Фомин собственноручно сложил камин- В новогоднюю ночь «Бродячая собака» была торжественно открыта.
В «Бродячей собаке» бывал весь литературный и художественный Петербург. Здесь проводили литературные вечера, устраивали лекции. Все это сопровождалось шутками, розыгрышами, экспромтами. Здесь можно было встретить Н. Гумилева, А. Ахматову, О. Мандельштама, В. Хлебникова, Вл. Пяста, театрального критика А. Кугеля, композитора И. Саца, актеров О. Глебову-Судейкину, Н. Волохову. В начале марта 1915 года «Бродячая собака» была закрыта.