Фонтанка была когда-то южной границей города. У Авичкова моста находилась так называемая Аничкова за-стява, где проверяли документы приезжих, взимали с них пошлину. В середине XVIII века въезду в Петербург особую торжественность придавал Аничков дворец. Происхождение его названия то же, что и у названия моста. Дворец сооружен по проекту архитекторов М. Г. Земцова, Г. Д. Дмитриева, Ф.-Б. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны, которая подарила его графу А. Г. Разумовскому. Аничков дворец являлся композиционным центром дворцово-паркового ансамбля, сложившегося на углу Невского и Фонтанки. Главный его фасад обращен в сторону Фонтанки, от которой к входу был прорыт подъездной канал с ковшом.
В начале XIX века дворец перешел в собственность дворцового ведомства. Подъездной канал и ковш за ненадобностью были засыпаны. На их месте архитектор Д. Кваренги в 1803—1805 годах построил ансамбль из двухэтажных корпусов торговых рядов вдоль Невского проспекта и набережной Фонтанки. Первые этажи этих торговых рядов представляли собой открытые арочные галереи.
Вскоре в корпусах разместилась администрация императорского Кабинета — учреждения, ведавшего имуществом императора- В связи с новым назначением корпусов архитектор Л. Руска заложил в них аркады, и здания приобрели тот вид, в котором дошли до нашего времени.
В 1937 году Аничков дворец гостеприимно распахнул двери перед ленинградскими школьниками. Здесь был открыт Дворец пионеров — ныне это Дворец творчества юных. Множество кружков художественной самодеятельности, технического творчества, спортивных и других привлекают сюда детей и подростков со всего города-
За мостом, на углу Невского и Фонтанки,— здание, архитектурный облик которого заставит вас вспомнить Строгановский дворец. Это дворец князей Белосельских-Белозерских, построенный в 1847—1848 годах архитектором А. И. Штакеншнейдером.
С 1830-х годов классицизм постепенно сменяет эклектика. В это время архитекторы прибегают к более разнообразным композиционным решениям, используя в творчестве элементы различных «исторических» стилей, стилей прошлого — готики, барокко, восточной архитектуры. А. И. Штакеншнейдер — один из видных представителей раннего периода эклектики. В облике построенного им дворца Белосельских-Белозерских на Невском проспекте отразились черты и особенности барокко середины XVIII
река. В наши дни во дворце, который славится своими прекрасными интерьерами, располагается муниципальный культурный центр. Здесь устраиваются художественные выставки, концерты, литературные вечера. Много интересного можно увидеть на берегах Фонтанки за Аничковым мостом — выше по ее течению. Обратите внимание на дом № 25 на правом берегу. С 1814 года он принадлежал Е. Ф. Муравьевой, вдове известного писателя, попечителя Московского университета М. Н. Муравьева. Ее сыновья Никита и Александр, известные декабристы, жили в родительском доме в 1810—1820-х годах.
Дом Муравьевых славился своим гостеприимством и радушием и постоянно был полон многочисленными друзьями. Приезжая в столицу, у Муравьевых останавливался К. Ц. Батюшков; в одном из своих стихотворений я упоминал «Фонтанку, этот дом и столько милых лиц .». В 1818 году в доме Муравьевых поселился Н. М. Карамзин и прожил здесь несколько лет. Некоторое время в доме Муравьевых жили художник О. А. Кипренский и известный гравер Н. И. Уткин. Здесь бывали В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, А. С. Пушкин.