Мы с вами выезжаем на самую молодую площадь города, ей всего 40 лет, как и улица, как и один из трех административных округов, она получила название «Московская».
Московская площадь образована пересечением улиц Билибина и Московской. Площадь предваряет северную промышленную часть города, является центром Московского округа Калуги. Своего рода символом этой части города является монумент «Человек и труд» - авторы: скульптор Вячеслав Клыков и архитектор Евгений Киреев. Так исторически сложилось, крупные промышленные предприятия транспортного машиностроения, приборостроения, радиоэлектроники, турбиностроения, производства стройматериалов расположены в северной и северо-восточной частях города. На их долю приходится 45% всей промышленной продукции, выпускаемой в области. Это такие крупнейшие предприятия города и области как ОАО «Калужский турбинный завод», АООТ «Трансмаш», ОАО «Калужский двигатель», ГУП «Ремпутьмаш», ОАО «Калужский завод автоэлектрооборудования и другие. Их продукция направляется по 2,5 тысячам адресов, как по России, так и за рубеж.
Вблизи этих промышленных гигантов сложилась своя инфраструктура, включающая жилые здания, спортивные и культурные сооружения, скверы, торговые центры. Примером такой застройки, сложившейся в 60-е, 70-е годы 20-го столетия, и является Московская площадь.
Этот промышленный район густо заселен: целые кварталы жилых домов, в целом, неплохие условия для проживания. Не нужно ехать в центр города для занятий спортом: здесь расположен первый в городе плавательный бассейн «Дельфин» (в настоящее время это целый оздоровительно-спортивный комплекс). Слева от нас здание ДК КТЗ общей площадью 600 кв.м с зрительным залом на 800 человек, помещениями для занятий всевозможных кружков и секций, народная оперная студия и мн.др.
Напротив - небольшой, но уютный сквер Ветеранов. Он был заложен в мае 1965 года, к 20-летию победы над фашистской Германией участниками ВОВ. В центре сквера на высоком постаменте установлен танк - участник боев за г.Калугу - «Т-34». На постаменте подпись - перечисление боевых частей и соединений, освободивших город в декабре 1941 г. В числе первых в город ворвались части 112 танковой дивизии под командованием полковника Андрея Лаврентьевича Гетмана, ставшего первым комендантом Калуги, затем ее почетным гражданином.
Эта часть города, бывшая тогда рабочей окраиной, фактически была стерта с лица земли ввиду ожесточенных боев за вокзал и территорию округ нее: все здания здесь — послевоенной постройки.
В каждом городе есть главная улица. В Калуге их фактически две: улицы им. Ленина и им.Кирова. Сейчас мы едем по ул.Ленина. Слева - территория старейшего в городе промышленного предприятия - машиностроительного завода, ныне ОАО «Калугапутьмаш», которому в 2004 г. исполняется 130 лет. Сам завод, корпуса, мастерские не видны. Обращает на себя внимание дом № 25 крупной вывеской отдела кадров Ордена Октябрьской революции машиностроительного завода. Он возник на базе Главных ж/д мастерских (1874 г.). В 1933 г. они были реорганизованы в машзавод. Основная продукция - рельсосварочные машины (единственный в России завод, который их выпускает), путеукладчики и др.
В историчесий комплекс завода входит сквер им.50-летия комсомола (слева по ходу автобуса) и опора от насыпи висячего Брянского ж/д моста.
Эта часть ул. Ленина когда-то называлась Ямской, т.к. была заселена ямщиками и застроена одноэтажными деревянными домишками.