Формирование ценовой политики компании происходит на стадии выпуска на рынок нового товара, новых услуг с учетом установившихся цен на услуги, реализуемые относительно продолжительное время. Ценовая стратегия выбирается в зависимости, как от позиции конкурентов, так и в зависимости от типов рынка.
В компании применяется гибкое ценообразование, способное удовлетворить интересы перспективного сотрудничества, долговременной рыночной устойчивости, конкурентоспособности оказываемых услуг, и используются следующие методы.
Затратный метод
предполагает расчет отпускной цены исходя из фактической себестоимости производства, умноженной на ожидаемую рентабельность, которая в свою очередь зависит от требуемых инвестиций в основной и оборотный капитал, а также от прогноза продаж:
P=Cx(1+R), где
P -отпускная цена,
C -фактическая себестоимость,
R -(экономический эффект- текущие издержки клиента по использованию товара).
Тендерный метод
установления цен на основе открытых торгов или сравнения.
При определении тендера компания исходит, прежде всего, из цен, которые могут назначить конкуренты и определяет цену на более низком, по сравнению с ними уровне.
Ценовая стратегия является одним из инструментов обеспечения реализации продуктово-рыночной стратегии и достижении плановых показателей деятельности компании.
Постоянные задачи:
· поддержание конкурентного отношения «цена-качество» по видам услуг;
· стимулирование спроса;
· увеличение денежной составляющей в оплате;
· компенсация негативного влияния инфляции;
· получение плановых объемов дохода и прибыли.
Ценовая политика
увязана с общими целями предприятия и включает формирование кратко- и долгосрочных целей на базе издержек производства и спроса на продукцию, а также цен конкурентов.
Рыночные возможности горнолыжного курорта оцениваются возможностями материально-технической базы горнолыжной базы, т.е. максимальное количество клиентов, которых курорт может принять за определенный период времени, соотношением цена – качество т.е.
учитываются цены конкурентов на аналогичные виды услуг и их заменители, а так же созданным информационным полем и имиджем курорта.
При создании имиджа престижного (элитного) горнолыжного курорта необходимо поддерживать цены на относительно высоком уровне, но на уже существующие услуги цена не должна быть выше, чем у конкурентов, и при этом ценовая политика курорта должна строится по принципу «высокая цена - высокое качество», а для максимального использования возможностей горнолыжного курорта рассмотреть возможность введения скидок на покупку услуг постоянным (корпоративным клиентам), льготного времени, объёмных скидок и клубных карт.
В качестве примера приведем средние цены на услуги на горнолыжных курортах Кыргызстана:
(Цены даны по прайс-листу горнолыжной базы «Норус») Проживание в отеле: 1-местный номер - $50,
2-местный - $60, 3-местный - $70 ( в стоимость входит завтрак). Питание:кофе-брейк-$2(1чел.),обед-$5(1чел.). Аренда транспорта - $30 (в одну сторону). Услуги инструктора - $10/час. Стоимость проката на день: сноуборд - $10, лыжи - $15. Подъемники: детский абонемент - $4, взрослый - $6. Абонемент на каток - $1.5.
Средняя стоимость проведенного дня составляет: $60-65.
Мы считаем, что для привлечения потребителей необходимо предусмотреть предоставление дополнительных услуг и выгод, составляющих вкупе товар с подкреплением:
· система скидок для больших групп или детей до 7 лет;
· скидки для детей от 7 до 14 лет
· проявление личного внимания отдыхающим;
· гарантия возврата денег в экстренных ситуациях;
Также, для повышения конкурентоспособности, на наш взгляд, необходимо оказание и бесплатных услуг. Например, таких, как:
· бесплатный вход на каток, если коньки были взяты на прокат;
· бесплатный вход на детскую площадку детей, которые проживают в отеле;
· небольшая плата за присмотр за ребенком в отсутствие родителей, а если в семье 2 детей, то второй ребенок обслуживается бесплатно.
· бесплатный абонемент для игры в пейнтбол.
Для расширения занимаемого сегмента рынка, и привлечения большего количества клиентов необходимо внедрить комплекс маркетинговых приемов и стратегий, которые могут проявляться в виде внедрения разнообразных мероприятий и программ. Это могут быть услуги как зимнего, так и летнего характера.