Туристическая виза - отметка в паспорте дипломатическим представительством иностранного государства, дающая право его владельцу на временный въезд на территорию государства, выдавшего визу с целью туризма и отдыха. Турист, пребывающий в страну по туристической визе, не имеет права заниматься в стране посещения оплачиваемой работой.
Туристическая виза в большинстве случаев дает право свободного передвижения по территории соответствующего государства, если иммиграционные правила не диктуют прочих условий.
Работа с посольствами и консульскими службами занимает много времени и денежных трат, туроператоры предпочитают обращаться за помощью в открытии виз к туроператорам, имеющим аккредитацию в том или ином посольстве. Аккредитация в посольстве означает возможность оператора без очереди заносить документы на получение визы и также получать паспорта с проставленными визами. При этом количество заносимых или получаемых паспортов для каждой конкретной аккредитованной турфирмы ограничено. Получить аккредитацию в посольстве может только известный, имеющий положительный имидж, опыт работы с соответствующим государством, выполняющий все требования посольств или консульств туроператор.
Аккредитованные в посольствах турфирмы в своем сотрудничестве на специализации по открытию виз для туристов прочих операторов, обеспечивают последним весь набор услуг: встреча документов на вокзалах или аэропортах Москвы, занос документов в посольство, получение паспортов с визами, отправка документации за определенную плату, которая в зависимости от типа туристов - групповые или индивидуальные, типа визы, срочности открытия визы, страны предполагаемого отдыха, личности туристов (например, работа с прежними отказниками) составляет от 50 до 1000 % официальной стоимости визы.
В турфирмах, имеющих аккредитацию, работает визовый отдел, состоящий из нескольких работников. Необходим персонал для заполнения анкет и проверки комплекта документов для подачи на получение визы, сотрудник или курьер, заносящий и забирающий паспорта из посольств или консульских служб.
Все страны мира в зависимости от их отношения к визовым формальностям можно отнести на следующие группы:
1. Страны с безвизовым режимом, для посещения которых требуется действительный паспорт или другой документ, удостоверяющий личность путешественника - страны СНГ;
2. Страны с безвизовым режимом, для посещения которых требуется туристический ваучер - Босния и Герцеговина, Куба, Хорватия;
3. Страны, визу которых можно приобрести по прибытию - Турция, Египет, Таиланд;
4. Страны с либеральным визовым режимом, которые выдают разрешительные визы в короткие сроки за сравнительно небольшую плату при наличии действительных паспортов, приглашений, анкет, фотографий - Албания, Алжир, Индонезия, Марокко, ЮАР;
5. Страны с умеренно либеральным визовым режимом, для посещения которых требуются дополнительные специальные условия, — справка о наличии валюты из расчета на одни сутки - Кипр, справка о заработной плате - Мексика, Германия, Италия, наличие билетов в оба конца и/или оплаченной брони в гостинице - Аргентина, Бразилия, Израиль;
6. Страны, для посещения которых обязательна страховка, с суммой страхового покрытия не менее $1 5000 - Южная Европа, $25 000 - остальные государства ЕЭС, $50 000 - США, Канада, Япония, Австралия;
7. Страны с жестким визовым режимом, для получения виз которых требуются дополнительные формальности, — сведения о ближайших родственниках, свидетельства о рождении детей, справка с места учебы или работы с указанием должности, стажа, оклада, справка о наличии недвижимости, в ряде случаев, копия кредитных карт, банковской справки об открытии счета - США, Великобритания, Австралия, Дания, Швейцария;
8. Страны риска, для посещения которых требуется медицинский сертификат, наличие специальных прививок, справки о состоянии здоровья - Камерун, Кения, Камбоджа;
9. Страны, не выдающие туристических виз - Катар, Мавритания, Палестина, Саудовская Аравия.
Кроме перечисленных требований, в посольствах ряда стран могут быть свои собственные специфические требования. Так, в Нидерландах при получении визы следует предоставить фотографии недельной давности, при посещении ОАЭ женщинами от 17 до 30 лет, не носящими фамилию мужа, требуется сопровождение мужа, виза в некоторые арабские страны может быть выдана, только если в паспорте не стоит виза Израиля.