Экономические факторы.
Помимо самих людей, для турбизнеса важна еще и их покупательская способность. Экономическая среда состоит из факторов, которые влияют на покупательскую способность населения и характер самих покупок. Общий уровень покупательской способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита. На покупательской способности сказываются экономические спады, высокий уровень безработицы, растущая стоимость получения кредитов. Специалисты по маркетингу должны быть в курсе основных тенденций в изменении доходов у населения и характере осуществляемых покупок. [7, с.68]
Немаловажно также знать структуру распределения доходов между различными группами населения. Так как при выборе для обслуживания определенного сегмента рынка фирма должна исходить из материального положения своих потенциальных клиентов. Важно также учитывать и географические различия в структуре распределения доходов (скажем, один город стремительно растет, в то время как другой приходит в запустение). [1, с.124]
Анализ капиталовложений в индустрию гостеприимства и туризма, осуществленных собственными и иностранными инвесторами, позволяет определить уровень экономической активности в стране.
Природные факторы.
Природная среда представляет собой ресурсы самой природы, оказывающие на маркетинг существенное влияние. Дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии, рост загрязнения среды – все это имеет большой значение при выборе для фирмы рынков сбыта и подготовке маркетинговых мер воздействия на рынок. [1, с.124]
Для индустрии гостеприимства и туризма вопросы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в последнее время выдвигаются на первое место. Значительно повышается спрос на экологически «чистые» направления. Под воздействием общественности многие мероприятия гостиниц претерпели существенную корректировку. Например, маркетинг крупных гостиничных корпораций на островах вынужден считаться с местными законами, предусматривающими охрану природы и защиту экологии. Некоторые государства вводят экологический налог, позволяющий сохранить природу от нашествия туристов. [7, с.70]
Помимо всего прочего, такие природные факторы как климат, топография, флора и фауна являются важнейшим элементом побуждения клиентов к совершению путешествий и привлечения туристов в тот или иной регион или страну.
Социально-культурные факторы.
Люди растут в конкретном обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности и нормы поведения. Почти не осознавая того, они воспринимают мировоззрение, определяющее их отношение к самим себе и взаимоотношения друг с другом. Многие культурные феномены могут оказывать влияние на решения, принимаемые людьми при проведении ими маркетинговых операций.
Наибольшей силой обладают устоявшиеся нормы, принятые в обще6стве, системы социальных правил, духовных ценностей, отношений людей к природе, труду, между собой и к самим себе. Знание социально-культурных факторов очень важно, они влияют как на другие элементы макросреды, так и на внутреннюю среду предприятия, например, отношение сотрудников к работе. Именно поэтому предприятие должно отслеживать возможные социально-культурные изменения и использовать их в практике маркетинга. [1, с.124]
Научно-технические факторы.
Технологический прогресс затронул индустрию гостеприимства и туризма. Анализ научно-технических факторов позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования обслуживания клиентов. Развитие науки и техники способствует совершенствованию средств массового производства туристских услуг (материально-технической базы в гостиничном хозяйстве, на транспорте, в бюро путешествий).
Особо следует отметить внедрение в индустрию туризма компьютерной техники, без чего в настоящее время немыслима организация массовых туристских путешествий. Многие туристские фирмы уделяют большое внимание компьютеризации системы бронирования в режиме реального времени. В настоящее время, подавляющее большинство гостиниц производят компьютерное бронирование номеров, регистрацию гостей и их расчет. Системы бронирования Amadeus, Worldspan, Galileo, Sabre, Сирена позволяют осуществить многие процедуры, значительно сокращая трудовые и временные затраты. [7, с.71]