Макроокружение создает общие условия среды, в которой находится предприятие.
Макросреда определяется факторами общего плана, схематично представленными на рис. 1.
Рис.1 Факторы макросреды маркетинга туристского предприятия.
Многие предприятия рассматривают маркетинговую среду как "неконтролируемый элемент", к которому они должны приспосабливаться, другие фирмы предпринимают попытки перспективного управления маркетинговой средой. Вместо того чтобы просто наблюдать и подстраиваться под нее, эти фирмы активно действуют, пытаясь на нее воздействовать. [3, с.132]
Однако есть элементы среды, на которые в силу объективных причин оказать влияние невозможно, поэтому в этом случае фирмы выступают в роли пассивного наблюдателя. Например, у фирмы, пытающейся оказать воздействие на экономическую среду, на географическую миграцию населения, слишком мало шансов преуспеть в этом. В этом случае фирмы пассивно принимают маркетинговую среду как данность и не пытаются ее изменить. Они просто анализируют ситуацию, в которой вынуждены работать, и пытаются пользоваться ею в своих интересах.
Тем не менее, при каждом благоприятном случае специалисты по маркетингу предпочитают занимать активную позицию и пытаются повлиять на силы, составляющие их маркетинговую среду.
Проводя исследование факторов макросреды, очень важно иметь в виду два принципиально важных момента.
Во-первых, все факторы макроокружения маркетинга сильно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Поэтому их анализ необходимо проводить системно, в комплексе.
Во-вторых, степень воздействия факторов макросреды на различные предприятия неодинакова и зависит от их территориального расположения, размера, особенностей деятельности и др. [1, с.126]
Рассмотрим более подробно основные направления изучения факторов макросреды туристского предприятия.
Демографические факторы.
Демографией называется наука, изучающая народонаселение по численности, плотности, разделению на группы по признаку возраста, пола, расы, рода занятий и других статистических признаков. Для специалистов по маркетингу демографическая среда особо интересна, поскольку рынок состоит из людей (7, с. 67).
Изучение демографических факторов макросреды занимает важное место при анализе рыночных возможностей туристского предприятия. Интерес представляют вопросы, касающиеся численности населения, размещения его по отдельным странам и регионам, возрастной структуры с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров. Так, достаточно четко прослеживается тенденция изменения туристской подвижности в зависимости от возраста, пола и семейного положения. Наибольшую склонность к активным формам туризма проявляют лица в возрасте 18-30 лет. Однако общая туристская подвижность достигает пика в 30-50 лет. Маркетинговые исследование свидетельствуют также, что неженатые люди более мобильны, чем семейные, а женщины проявляют к туризму больший интерес, чем мужчины.
Самой главной демографической тенденцией, отмечаемой во всех развитых странах, является старение населения. На сегодняшний день в мире самым быстрорастущим является рынок туризма людей пожилого возраста.
Для каждой группы населения, классифицированной по тому или иному демографическому признаку, требуется свой туристский продукт. У каждой такой группы свой бюджет, что также должно изучаться специалистами по маркетингу.
К группе демографических факторов также относятся миграция населения и урбанизация. Урбанизация является одной из предпосылок развития массовых форм туризма, так как степень выезда населения в туристские поездки прямо пропорциональна степени урбанизации. Причем чем крупнее город, тем большее число его жителей выезжает в туристские поездки.
Важным демографическим фактором также является повышение образовательного уровня, что приводит к увеличению числа специалистов с высшим образованием, занятых в туристской отрасли. Также более высокий культурный уровень населения увеличивает спрос на познавательные путешествия.
Таким образом, собрав данные о тенденциях в демографических процессах, можно проанализировать их возможное влияние на деятельность турфирмы, определить направления приложения основных усилий и прогнозировать результаты будущей работы.