Имидж региона и региональная идентичность - это отнюдь не те вещи, которые можно с легкостью перекраивать, которыми можно произвольно манипулировать. Любая административная реформа, не учитывающая этого, не только обречена на провал - она может нанести серьезный ущерб и интересам регионов, и интересам страны в целом.
Как показывает практика, при формировании привлекательного имиджа региона из информационного массива следует отбирать те факты и события, которые могут представлять наибольший интерес для потенциальных партнеров, например: динамичность социально-экономических процессов; забота о людях; информационные поводы; руководители. С этой точки зрения первым шагом в коррекции образа региона должно быть его рекламирование и участие в различных форумах, конференциях и выставках, а также проведение аналогичных мероприятий на его территории. Создаваемый с помощью информационного маркетинга имидж региона в рамках концепции «маркетинга-микс» следует рассматривать как хорошо зарекомендовавший себя товар: он должен быть мгновенно узнаваемым и вызывать у потенциального приезжего туриста чувство доверия.
Еще один вариант создания благоприятного имиджа туристического региона – это эксплуатация образа легендарного или вымышленного героя в качестве символа данного края. В качестве примера можно привести образы Петра I в Санкт-Петербурге и деда Мороза в Великом Устюге. Для распространения имиджа героя-легенды используются сувениры с символикой, брошюры и специальные события. Герой – легенда чаще используется для поддержания внутреннего корпоративного имиджа региона. Восприятие и соотнесение имиджа вымышленного героя и регионального имиджа – явление для массового восприятия не частое, хотя вполне возможное, особенно при ориентации на туризм, как в Великом Устюге.[29] Для Ульяновской области таким героем, естественно, может стать В.И. Ульянов-Ленин.
Следующей рекомендацией по формированию положительного имиджа туристического ульяновского региона может стать создание специального центра в этой сфере, например, центра регионального маркетинга или региональной ПР-службы.
В некоторых регионах, работу по созданию имиджа туристического региона пытаются взять на себя отдельные частные проекты, инициативы, коллективы специалистов, добиваясь при этом поддержки и финансирования со стороны региональных властей. Появляются примеры, когда маркетинговые центры, испытывая трудности в сборе информации и практическом продвижении маркетинговых идей, официально становятся подразделениями территориальных администраций, сохраняя при этом фактическую самоокупаемость. Еще один путь - последовательное и целенаправленное превращение информационно-аналитических структур, пресс-центров, отделов по связям с общественностью и иных подразделений региональных администраций в комплексные маркетинговые и ПР-службы регионов.
В качестве основных направлений деятельности региональной ПР-службы могут быть рекомендованы следующие.
(1) направления деятельности, являющиеся общими как для маркетинга территорий, так и для маркетинга на территории:
- создание и развитие банка фирменной информации, предоставление информационных и консультационных маркетинговых и ПР-услуг в соответствии с нуждами и запросами территориальных субъектов;
- организация, проведение и координация маркетинговых и ПР-исследований;
- анализ федеральной и региональной законодательной базы по вопросам связей с общественностью и имиджа в том числе, мониторинг их соблюдения и выработка рекомендаций по их использованию;
- реализация маркетингового и ПР-подхода в форме предложений и проектов, способствующих региональному развитию в управлении, в органы законодательной и исполнительной власти.
- организация и проведение в регионе конференций, семинаров, выставок и ярмарок;
- выпуск информационно-рекламных, имиджевых материалов.
(2) направления деятельности в русле маркетинга территорий:
- разработка и реализация программ формирования и повышения имиджа региона в целом и туристического региона в частности;
- коммуникационная деятельность, способствующая повышению для внешних субъектов привлекательности сосредоточенных на территории природных, оздоровительных, исторических, культурных, социальных и других ресурсов;
- организация и содействие эффективному участию территории и ее субъектов в реализации международных, федеральных, межрегиональных (межтерриториальных) программ;