Меры по обеспечению безопасности туристов на маршруте принимаются на оперативном уровне менеджерами еще при разработке этого маршрута. Одним из условий выхода на маршрут становится ограничение по возрасту и степень подготовленности туриста. Наиболее оптимальными возрастными рамками мы считаем возраст от 18 до 60 лет, когда человек уже является полноправным гражданином и несет ответственность за свои действия, но в зависимости от сложности тура эти рамки могут сужаться. Дети могут принимать участие, но только в сопровождении взрослых и на основе письменного разрешения родителей и справки от врача, разрешающей ребенку физические нагрузки. Конечно, проектирование трассы маршрута должно осуществляться рационально.
Особые квалификационные требования предъявляются к гиду-проводнику. При осуществлении многодневного перехода на маршруте с туристами должно быть как минимум два гида, имеющих стаж работы в данном питомнике, как минимум в течение месяца до начала тура, и опыт работы с ездовыми собаками в общем не менее года. Инструктор(а) с туристами во время тура чаще всего находится на отдаленном расстоянии от ближайшего населенного пункта, поэтому хорошая физическая подготовка гида, доскональное знание и грамотно спланированный маршрута (с учетом состава, подготовленности и физических возможностей группы), умение оказания первой медицинской помощи до прибытия за пострадавшим снегохода или вертолета – гарантия безопасного путешествия. На нем лежит ответственность за функциональную сторону обеспечения безопасности тура, т.е. решение создавшихся опасных ситуаций на месте.
Повышенное внимание должно уделяться материально-техническому обеспечению путешествия, состоянию снаряжения и транспортных средств. Перед выездом на маршрут все снаряжение должно быть тщательно проверено, а к быстро изнашиваемым деталям взяты запанные. Собаки все должны пройти ветеринарный осмотр на допуск к работе на конкретном маршруте. В том случае, если упряжки выходят на маршрут в сопровождении снегохода, машина должна соответствовать требованиям, установленным действующей нормативной документацией на пользование снегоходным транспортом. От качества и современности оборудования зависит уровень обслуживания и удовлетворенность туристов.
Безопасность собак – одно из важнейших условий организации тура. Упряжь должна быть подогнана строго по размеру каждой собаки. Команды собак должны быть заранее сформированы и опробованы в данном составе во время тренировок. К началу тура каждая собака должна быть хорошо подготовлена физически, что обеспечивается тренировками с учетом дистанции, которую собакам необходимо будет преодолевать на протяжении тура за один день. Корм для собак должен везтись либо на нартах вместе с остальным багажом, либо забрасываться на привалочные пункты. Питание собак должно планироваться из расчета 3000 ккал/ день на собаку (учитываются также индивидуальные особенности каждой собаки), с повышенным содержанием углеводов и жиров. Аптечка гида должна содержать помимо «человеческих» медикаментов, ветеринарные препараты, а сам гид должен уметь определить признаки различных инфекционных заболеваний, обладать навыками лечения животных и знаниями возможных проблем со здоровьем у работающих собак. К ним относятся:
· растяжения, вывихи;
· переохлаждение мышечных тканей;
· обезвоживание;
· нарушения сердечного ритма;
· диарея;
· расслоение, надлом или потеря когтя, стертые подушечки лап и прочее.
При эксплуатации собак должен соблюдаться температурный режим: от -35С до -2С. Если мороз слишком сильный или солнце чересчур сильно припекает, и трасса под собачьими лапами начинает проваливаться, следует остановиться и продолжить движение лишь после того, как температура и погодные условия будут благоприятствовать этому.
Туристские предприятия обязаны ознакомить туристов с элементами риска каждой конкретной туристской услуги и мерами по его предотвращению. Информация, необходимая для туристов в целях охраны их жизни и здоровья, предоставляется заблаговременно, до начала отдыха и в процессе обслуживания. Обычно, информация, характеризующая природные сложности туристской трассы, необходимый уровень личной физической подготовки туриста, особенности индивидуальной экипировки, содержится в рекламно-информационных материалах и в тексте информационного листка к туристской путевке.
В каждом туристском предприятии должны быть разработаны и утверждены планы действий персонала в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, пожарах и других), включающие взаимодействие с местными органами управления, участвующими в спасательных работах. В первую очередь туроператоры и турагенты обязаны сообщать органам исполнительной власти, представителям МЧС и заинтересованным лицам о чрезвычайных происшествиях с туристами и о невозвратившихся из путешествий.