У российского туризма много проблем. Эти проблемы затрагивают не только Россию в целом, но они также являются проблемами Санкт-Петербурга. Часть из них удается решать, часть – пока не разрешены и мешают развитию индустрии. Чтобы обсудить ситуацию в сфере туристического бизнеса и планы его развития, в Петербурге собрался IX Съезд Российского союза туристической индустрии. По словам специалистов, в последние годы динамика развития туристического рынка самая благоприятная и позитивная: количество туристов на въезд и выезд увеличивается. Наиболее «раскрученные» направления периодически просто захлебываются в потоке гостей. Если к тому же устранить несовершенства визового режима, то тогда, по прогнозам работников туриндустрии, поток въездных туристов может в течение 1,5-2 лет увеличиться примерно в 1,5 раза. Кстати, несовершенство визового режима на въезд продолжает оставаться одной из главных проблем развития туризма в нашей стране, что затрагивает и Санкт-Петербург. По словам президента Российского союза туристской индустрии Сергея Шпилько, сегодня в целом визовый режим въезда не соответствует образу России как страны, благоприятной для туризма. Из-за долгой и трудной процедуры оформления разрешительных документов теряют деньги и турбизнес, и вся страна. К тому же «положение усугубляется зачастую неадекватным отношением к иностранным туристам на пунктах перехода границы со стороны сотрудников пограничных и таможенных служб», - сказано в отчетном докладе Союза туриндустрии. В документе вспоминаются случаи, имевшие место в Петербурге: отказавшись штамповать на въезде заполненные туристами декларации на сумму менее 1500 долларов США, таможенники требовали соответствующие декларации при выезде и производили изъятие незадекларированных средств. Поэтому поводу Северо-западному отделению РСТ пришлось получать специальное разъяснение ГТК России.Но одну ситуацию специалисты турбизнеса оценивают как наиболее сложную: речь идет о требовании от турфирм лицензии на право продажи авиабилетов. Суть проблемы заключается в том, что для того, чтобы получить лицензию, предприятию нужно пройти процедуру сертификации. По существу, кстати, сертификация является добровольной – однако без нее турфирме не дадут лицензию. По мнению специалистов турбизнеса, сборы за сертификацию являются несоразмерно большими. Кроме того, как отмечено в докладе, создается монопольный механизм получения требуемых документов, так как единственный центр сертификации данных услуг находится в Москве, и туристические фирмы со всех концов страны вынуждены обращаться туда. Это, разумеется, сказывается и на оперативности оформления документов. Кроме того, по словам Сергея Шпилько, были случаи возбуждения уголовных дел в связи с отсутствием у турфирмы надлежащих документов, разрешающих продажу авиабилетов. Как выяснилось, РСТ еще в 2001-м году обращался по этому вопросу в соответствующие инстанции, однако проблема так и не решена. К числу проблем решенных можно отнести урегулирование отношений с иностранными консульствами. По словам работников туриндустрии, еще 5-10 лет назад казалось, что договориться с этими учреждениями практически невозможно, возникали конфликты по поводу возможности выезда российских туристов за границу и другие проблемы. Однако сегодня ситуация в целом кардинально улучшилась, как выяснилось, не без помощи прессы. Также к ряду положительных изменений можно отнести то, что на рынке туристических услуг стало меньше фирм - «кидал», промышляющих мошенничеством в сфере турбизнеса. Однако такие «предприятия» все же еще остались, и этот вопрос – один из основных для обсуждения на съезде. Рассматривались на съезде и проблемы туристической отрасли на уровне Петербурга. Северную столицу необходимо делать «всесезонным» для туристов городом – считает председатель Комитета по туризму и развитию курортов городской администрации Марина Бескровная. Согласно статистике, большинство туристов предпочитают приезжать в город летом - полюбоваться на белые ночи. Однако Петербург красив и в другие сезоны, здесь всегда есть, на что посмотреть, – считают специалисты. Теперь нужно грамотно убедить в этом туристов. Также, представители туристического бизнеса считают, что Петербург вполне можно пытаться позиционировать, как курортный город. Северную столицу России большинство туристов, оказывается, воспринимает как место, куда ездят с познавательными целями: сходить в музей или театр, например. Однако Петербург, по мнению специалистов, может стать и своеобразной здравницей. То есть туристы смогут «убить сразу двух зайцев»: полечившись в одном из питерских пригородов, отправиться в город и насладиться культурной программой. Сможет ли Петербург стать курортной здравницей – пока сказать сложно. Поэтому в ближайшие дни делегаты съезда планируют предпринять ознакомительную поездку по окрестностям – видимо, с целью убедиться в гостеприимности окрестных курортов и здравниц. Еще одна проблема города – в том, что иностранных туристов не всегда устраивает соотношение цены и качества обслуживания. Поэтому необходимо увеличивать количество гостиниц среднего класса с достойным сервисом, кадрами и приемлемыми ценами. Также не маловажным на сегодняшний день является внешнее состояние жилых сооружений, памятников архитектуры и т.д. К празднованию 300-летия Петербурга центр города был боле менее приведён в порядок, здания отреставрированы, улицы вычищены. Но за пределами центра осталось ещё очень много проблем этого рода, которые необходимо решать для того, чтобы город производил положительное впечатление в целом. Ведь, интерес для иностранных гостей составляет не только центральная его часть, но и исторически важные и интересные архитектурные сооружения вдали от центра, которые также требуют восстановительных работ. Кстати, Санкт-Петербург уже ощущает некоторую «отдачу» от широкомасштабного юбилея: в сентябре этого года городские гостиницы были заполнены так, как никогда в предыдущие годы – почти на 90%. В то время, как средняя заполняемость гостиниц в течение года (не считая «горячего» летнего сезона) – примерно 60%. Также интересной является информация о том росте интереса к яхтенному туризму. Но чтобы поток туристов на яхтах направился в сторону Санкт-Петербурга, необходимо иметь сеть стоянок, расположенных как на побережье российской части Балтийского моря, так и на островах - средний путь яхты в сутки 50-60 км. Для Санкт-Петербурга и Ленобласти создание такой сети - это, прежде всего, дополнительные рабочие места, приток туристов и денежных средств.