· Интенсивность поездок по месяцам повторяется из года в год: пик выезжающих приходится на летние месяцы (Приложение № 3).
· В характере поездок преобладает рекреационный туризм (Приложение № 4).
· Наиболее приемлемым для туристов считается отдых в рамках от 5 до 15 дней (Приложение № 5).
· Самым приемлемым, а, следовательно, популярным, способом передвижения в 1999 - 2001 гг. являлся поезд (Приложение № 6).
· На протяжении всего срока более 90% фирм занимались выездным, и менее 10% въездным и внутренним туризмом;
· Затраты на покупку туров и расходы в поездках в среднем составляли от 300 до 1000 долларов. (Приложение №7, №8).
· Самая популярная страна во все года для петербуржцев – Финляндия (Приложение № 9).
В этой ситуации продвижение туристского продукта на российский рынок обрело ряд характерных особенностей:
· рекламируются, прежде всего, такие характеристики тура как его комфортность и развлекательность при якобы “минимальной” стоимости;
· из природных и культурных региональных особенностей внимание обращается на море, солнце, кухню, архитектуру - при этом употребляются эпитеты исключительно в превосходных степенях, но достоверность и содержательность таких обычно весьма лаконичных рекламных сообщений убедительными сведениями не подкрепляются;
· специализированные и детальные фирменные каталоги - редкость, серьезные аналитические публикации - еще большая редкость, а периодических и профессиональных аналитических изданий практически не существует;
· российские клиенты очень часто ориентируются не столько на рекламу, которой не очень доверяют (что вполне объяснимо), сколько на мнение знакомых, испытавших на себе качество услуг той или иной туристской фирмы и повидавших те или иные края.
Необходимо отметить также и то обстоятельство, что господствующая ныне ориентация на выездной туризм и нерыночный характер туризма в прошлом обусловили скудность, а нередко и полное отсутствие рекламы на уровне отдельных объектов размещения туристов внутри страны. Несколько лучше обстоит дело с рекламой авиакомпаний и ресторанов, отчасти - наиболее крупных музеев. Но в целом, как специализированная туристская реклама, так и вообще справочная информация, необходимая туристским операторам внутреннего туризма, бедна и доступ к ней очень сложен.
Существенно и еще одно обстоятельство. Руководители многочисленных региональных туристских или рекреационных учреждений - баз отдыха, пансионатов, детских оздоровительных лагерей, принадлежавших прежде крупным предприятиям, ведомствам или местным властям, как правило, не умеют и не стремятся активно искать клиентов, поскольку “загрузка” этих учреждений всегда осуществлялась без их участия. В результате эти учреждения, представляющие собой один из компонентов туристского потенциала страны, остаются неизвестными и невостребованными. Другое дело, что они лишились ведомственной или государственной поддержки и их материальное положение, состояние зданий и оборудования по большей части бедственное, если не катастрофическое. Безусловно, существенным фактором, усугубляющим эту ситуацию, является также падение платежеспособного спроса. Тем не менее, некоторые из таких учреждений, проявив инициативу, разработав и осуществив маркетинговые мероприятия, добились очевидных успехов.
Еще одна серьезная проблема в развитии рынка внутреннего туризма - несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг, особенно в части условий размещения, питания и перевозок, то есть в важнейших компонентах туристского сервиса. В результате многие из иностранных туристов, однажды побывавшие в российских регионах, не стремятся приехать к нам снова, а их суждения о российском туризме не способствуют формированию привлекательного облика страны.
И последняя проблема - российский внутренний туризм по сути дела не имеет государственной рекламной поддержки. Между тем формированием позитивного туристского имиджа страны во всем мире занимаются авторитетные государственные структуры.