Особенности развития туризма в г. Санкт – Петербург, как и в России в целом, во многом обусловлены политическими и экономическими изменениями, происходившими в стране после 1990 года. Иностранные граждане получили возможность свободно передвигаться по территории России, а российские выезжать за границу. Небольшие частные туристские фирмы стали во множестве появляться и в крупнейших городах, и в далекой провинции. Общий экономический кризис этих лет тоже существенно повлиял на структуру и динамику российского туризма. В итоге резко сократился спрос на преобладавшие прежде путешествия и отдых внутри страны и столь же резко увеличился спрос на ранее весьма немногочисленные поездки в зарубежные центры туризма. Но основной причиной чрезвычайного спада во внутреннем туризме – остаётся прекращение его финансирования государством и профсоюзами. Сократился и поток иностранных туристов, приезжающих в Россию. Таким образом, социально-экономические факторы в последние годы не способствовали полноценному и сбалансированному развитию российского туризма.
Несмотря на это, приток иностранных туристов в Санкт-Петербург постепенно растет. Известно, что за 2000 год Санкт-Петербург посетило около 2 млн. туристов. Это выше, чем в 1999 году, и цифра имеет тенденцию возрастать. Как показывают результаты опроса менеджмента гостиниц города, посвященного современному состоянию и видению перспектив, руководимых ими предприятий, количество приезжающих туристов постепенно увеличивается и при более прогрессивном подходе к гостиничному сервису и сфере услуг в общем, при таком потенциале, город может стать одним из популярных центров туризма.
По данным мониторинга, проводимого Агентством Социальной Информации в рамках проекта "Турбарометр" с www.asinfo.ru, интенсивность туризма, то есть процент населения Санкт-Петербурга, предпринявшего хотя бы одно туристическое путешествие, за период 1998-2001 г. вырос с 23% (около 1 млн. жителей) до 32% (1,2 млн.), постепенно приближаясь к докризисному. В 1998 году 1,7 млн. жителей города определенную часть времени в течение года пребывали в статусе туриста. Величина показателя интенсивности поездок после кризиса в 1999 году в 1,8 раза меньше величины аналогичного показателя в 1998 году (41%). Только около 60% жителей, в конце 1998 года планировавших свои поездки на 1999 год, их осуществили. Основными направлениями поездок были: Ленобласть - 21%, Регионы России - 47%, СНГ и ближнее зарубежье - 13%, дальнее зарубежье - 17%. Судя по направлениям поездок, в 1998 году предпочтение было отдано внутреннему туризму (67%), соответственно доля выездного туризма составила (33%). Эта тенденция в разной степени характерна как для организованных, так и для самостоятельных поездок.
К 2001 году позиции внутреннего туризма укрепились (76%). Среди регионов России отмечен всплеск интереса петербуржцев к Ленинградской области, что объясняется близостью данного региона, ростом и обустройством туристической инфраструктуры, а также все более активным представлением Ленинградской области на международных и региональных выставках. Процентное соотношение поездок по дальнему зарубежью в 1999 году сократилось в 2 раза по сравнению с 1998. Далее наблюдается плавный рост заграничных поездок, обусловленный выходом из кризиса.
Судя по направлениям поездок, в 1998 году предпочтение было отдано внутреннему туризму (67%), соответственно доля выездного туризма составила (33%). Эта тенденция в разной степени характерна как для организованных, так и для самостоятельных поездок.
Большинство жителей Санкт-Петербурга совершали поездки самостоятельно, лишь 19% воспользовались услугами туристических фирм. По наблюдениям этот показатель имеет тенденцию снижения, например в 1999 году он составлял 26%. Самой популярной страной дальнего зарубежья среди петербуржцев в течение нескольких лет остается: Финляндия (26%).
Близость расположения и сложившиеся деловые и культурные связи Петербурга и Финляндии способствуют тому; что большинство туристов посещают эту страну 2,3 и значительно большее число раз в течение года. Кроме того, следует отметить, что число туристов, посетивших Финляндию в 2001 году, существенно не изменилось по сравнению с 1998 годом. В Санкт-Петербургском туризме некоторое время преобладали поездки, носящие рекреационный характер (независимо от формы организации поездки). Это выражалось в том, что в поездках преобладала мотивация пассивного отдыха - желание отключиться, поменять обстановку, избрать силы для предстоящей работы. Со временем возросло значение коммуникационного туризма, и соответственно, увеличение доли жителей, мотивация поездок которых связана с установлением гуманитарных контактов, с посещениями друзей и знакомых, Заметно выросла и доля делового туризма, постепенно становящегося важным элементом в современной деловой жизни.