Метод оценки общей стоимости рынка – используется при оценке текущего спроса при внедрении новых или принятии решений о закрытии устаревших туров, снятии с производства устаревших моделей товаров туристского спроса. С помощью этого метода устанавливается, например, максимальный объём потенциального спроса на новые услуги (товар).
Оценка территориальной ёмкости рынка – используется при анализе текущего спроса оптимального распределения товаров по различным территориальным рынкам, а также расчёта необходимых маркетинговых усилий на каждом из рынков.
Комплексный анализ рынка туристских услуг.
Комплексный анализ рынка включает систему показателей общественной потребности в туризме. В различных странах эта система варьирует количество и важность показателей, однако в большинстве случаев к важнейшим из них относят:
1) развитость материально-технической базы туризма;
2) место туризма в системе отраслей экономики;
3) объём туристских услуг;
4) объём обслуживания;
5) общую сумму валютных поступлений от иностранного туризма.
Анализ материально-технической базы туризма.
Этот показатель можно выразить коэффициентом туристской плотности, т.е. количеством мест размещения туристов на душу населения.
Количество мест размещения
КТП = численность населения
При анализе возможностей приёма туристов в целом по стране берётся общее количество мест размещения. В разрезе отдельного туристского региона этот показатель анализируется по соотношению различных мест размещения по их видам и разрядности.
Анализ объёма туристских услуг и туристского обслуживания.
При этом анализе обычно учитываются суммарные денежные поступления от туристов и поступления от туристов в расчёте на душу населения.
Объём туристского обслуживания рассчитывается для конкретного региона, т.е. включает количество туристов, посетивших данный район, город, страну.
При проведении перспективного анализа, помимо планируемого числа мест размещения и средней продолжительности посещения района одним туристом, учитывается туристская привлекательность района для отдельных видов туризма в год с разбивкой по сезонам.
Анализ валютных поступлений.
Общая сумма валютных поступлений от иностранного туризма обычно включает: пассив (расходы собственных граждан на зарубежные туристские поездки) и актив (поступления от иностранных туристов). Превышение актива над пассивом в большинстве туристско-ориентированных стран достигается путём строительства привлекательных для иностранных туристов курортов, специализированных туристских зон.
Соотношение актива и пассива можно проследить по формуле:
Псг (поездки собственных граждан за рубеж)
Кт (коэффициент соотношения=Пит (посещаемость иностранными туристами) внутреннего и внешнего туризма).
Анализ отдельного туристского рынка.
При этом анализе используется четыре основных группы показателей:
1. Структура населения страны.
1.1 Общая численность населения.
1.2 Половозрастная структура.
1.3 Темпы роста населения по отдельным категориям (учащиеся, работающие, пенсионеры).
1.4 Сложившаяся система отпусков и каникул (соотношение рабочих и нерабочих дней).
1.5 Сложившаяся система и перспективы платёжеспособности населения.
1.6 Сложившаяся и перспективная структура затрат на отдых, в том числе и на туризм.