Существует много определений понятия “культурное наследие”. Одно из них гласит, что культурное наследие есть отображение взаимодействия человеческого сообщества и природной среды. Культурный туризм, в отличие, например, от туризма спортивного или пляжного, направлен на освоение культурного наследия, исследование жизненного опыта других людей, их обычаев, интеллектуальных и творческих достижений.
Культурное наследие – понятие довольно широкое, включающее в себя природные и культурные объекты. К нему также относят уникальные природные ландшафты, исторические достопримечательности, архитектурные объекты, созданные руками человека, а также биоресурсы, всевозможные коллекции, древние и современные культурные традиции, опыт и знания, накопленные предыдущими поколениями. Культурное наследие отражает длительный процесс исторического развития каждой нации и является отправной точкой ее дальнейшего роста и преобразования.
Культурно- историческое и природное наследие является фактором привлекательности для многих людей и широко используется в турбизнесе для формирования туров, основной целью которых будет знакомство с культурой посещаемой страны. Большой спрос на такие туры заставляет специалистов изучать потребности и предпочтения потребителей этого вида услуг и, особенно, причины, влияющие на выбор культурно – познавательных туров.
Исследование потребностей туристов показывают, что любой турист, будь то любитель природы, скалолаз или бизнесмен, отдыхающий или пребывающий с деловыми интересами, хотел бы познакомиться с культурным достоянием и национальными традициями той страны, куда он приехал.
В этом плане Россия является уникальной страной для туризма. Не смотря на то, что у нас не созданы условия для въездного туризма к нам едут, чтобы посмотреть на «загадочного русского человека» с его загадочной душой. Людей манят русские народные песни, интересные обычаи, наша самобытная культура.
Так, почему бы ни воспользоваться этой огромной потребностью и не удовлетворить ее?
Но в месте с тем, мы наблюдаем, как толпы туристов гуляют по городу не зная на что потратить время и деньги. Японцам показывают океанариум, способный вызвать лишь улыбку недоумения, городскую архитектуру, не способную вызвать интереса, магазины без туалетов и т.д. И это в то время когда во всем мире существуют уникальные шоу-музеи, тематические парки, вроде «Мир Диснея», аквапарки и т.д. Например, в театре «Magic Eye», парка «Мир Диснея», проводится супершоу, в котором широко использованы последние достижения стереокино в сочетании с театральными эффектами, например, с такими, как пол, который перемещается в соответствии с сюжетом фильма. Всем известны японские океанариумы, или, например такой аттракцион как предоставленная туристам возможность наблюдать подводный мир с подводной лодки. Одним словом, нам удивить иностранных туристов нечем. Вот и ходят они по городу со скучающим видом. Особенно удручает картина, когда в город приходит круизное судно типа «Regal Princess», и тысячи туристов с удивлением обнаруживают, что у нас совсем нечего посмотреть. Все они, может быть, впервые побывали в России и им нечего будет рассказать об этом посещении своим друзьям и близким. Они не видели русской балалайки, не слышали прекрасных русских песен, у них даже нет фотографий знаменитых на весь мир русских красавиц. Захотят ли друзья посетить Россию? Ясно, что спонтанно увеличивающийся поток туристов со временем начнет таять. Сейчас они едут потому, что никогда здесь не были. Слишком долго Россия и особенно Дальний восток были закрыты для широкого потока иностранных туристов. Но, увидев, что здесь не только нет туристской инфраструктуры и элементарного сервиса, но и нечего смотреть кроме грязных разбитых дорог и открытых канализационных люков, они потеряют интерес к этому региону.
Что необходимо сделать в существующих условиях?
Туристская стратегия должна преследовать двойную цель: