Разработка туристского продукта – достаточно сложный, многоступенчатый процесс, требующий комплексного, системного анализа и осуществляемый при выполнении яда условий: проведение маркетингового исследования рынка для определения потенциального потребительского спроса на различные виды туристского продукта; определение видов, форм, элементов туристского продукта, анализ реальных затрат на разработку и реализацию предполагаемого к продаже туристского продукта; оценка экономической эффективности и целесообразности разработки туристского продукта на основе данных о его предполагаемых доходах и расходах.
Процесс разработки и реализации туристского продукта потребителю включает четыре этапа.
1. Исследование рынка, спроса и предложения, разработка программы тура, его экономическая и ценовая проработка.
2. Экспериментальная оценка разработанной услуги и турпродукта, т.е. первый пробный тур, презентация продукта е его реклама, анализ предполагаемого спроса на данный турпродукт.
3. Внедрение туристского продукта; проработка технологической документации (договоров, графиков заезда, программа обслуживания и др.); обучение персонала его стимулирование.
4. Формирование системы управления производством и сбытом нового турпродукта, обеспечивающей его реализацию и постоянное совершенствование в соответствии с запросами потребителей.
Планирование туров – изначальная функция турфирмы, которая должна обеспечить создание привлекательного и конкурентоспособного турпродукта для его последующей реализации на рынке. Для этого необходимо определить основные параметры ожидаемого рыночного спроса, а именно: территориальные границы рынка (город, район, область, регион); социальный состав клиентуры (молодежь, люди со средними или высокими доходами, пенсионеры, домохозяйки и др.); виды туризма и цели путешествий; возможные объемы и сезоны поездок и т. п.
На основе тщательного изучения и прогнозирования возможного рыночного спроса фирма должна определить содержание своего турпродукта, куда входят: страна путешествия и вид туризма, сезон и продолжительность поездок, маршрут, общее количество групповых или индивидуальных туров, пакет и классность услуг.
На основе всех вышеуказанных оценочных данных туристской фирме следует подготовить (в письменной форме) набор конкретных туров или серий туров для последующего обсуждения с иностранным партнером (принимающей фирмой) и поставщиками услуг.
При формировании турпродукта важно учитывать требования потенциальных клиентов, поэтому фирме необходимо выделить ту целевую группу потребителей, на которую направлен её продукт, т.е. выбрать иностранного партнера. Реализовать вновь разработанные туры турфирма может через уже существующие каналы сбыта, т.е. тех партнеров в стране, с которыми она работала ранее.
Если российская турфирма впервые выходит на международный рынок или на какое-то новое направление, то перед ней стоит задача поиска подходящего партнёра (контрагента). Контрагентами в международной торговле называют стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле-продаже товаров или оказанию различного рода услуг. К критериям выбора фирмы-контрагента относится наличие юридического основания (лицензии) заниматься продажей туруслуг, её деловая характеристика – деловое реноме, а также учет опыта прошлых сделок[19].
На основании данных критериев туристская организация выбирает 3-4 фирмы-партнера для последующего длительного изучения и работы с ними. Это позволяет её в дальнейшем в меньшей степени зависеть от какого-либо одного партнера и проводить более гибкую рыночную политику.
Следующий момент деятельности по формированию турпродукта – согласование с контрагентом программы обслуживания.
При заключении договора между туроператором и турагентом (либо между отправляющим туроператором и принимающим туроператором) сначала составляется программа обслуживания туристов в виде набора услуг, без распределения по конкретным дням обслуживания.
При проведении переговоров между принимающей и отправляющей фирмами обсуждаются маршрут тура, его программа, пакет услуг, которые должны быть предоставлены туристам.
Перед заездом туристов турфирмы составляют маршрут по дням, вручают туристу путевку или ваучер.
Технология организации и проведения тура определяется качеством обслуживания, что включает формирование программы обслуживания и составления, ежедневных экскурсионно – досуговых программ.