По данным НК «Узбектуризм» в 2003 году всего в сферу туризма привлечено инвестиций на сумму 14.7 миллионов долларов США.
Прямые иностранные инвестиции поступают как из стран СНГ, так и из стран вне СНГ. Согласно данным Национального статистического комитета Узбекистана в 2002 году из стран СНГ поступило 1,9 миллионов долларов США в виде прямых иностранных инвестиций, а из стран вне СНГ – 10,8 миллионов долларов США, что в совокупности составило 12,7 миллионов долларов США.
Динамика поступления прямых иностранных инвестиций в сферу туризма Узбекистана представлена в таблице 14.
Таблица 14 Динамика поступления прямых иностранных инвестиций в сферу туризма Узбекистана. | |||||
Год |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Объем инвестиций, тыс. долл. |
1,204,700 |
14,338,000 |
9,375,300 |
14,145,800 |
14,795,859 |
Источник: Данные НК «Узбектуризм» |
На основе данной таблицы построена наглядная диаграмма (Диаграмма 10).
Диаграмма 10
На диаграмме наблюдается тенденция увеличения поступления прямых иностранных инвестиций в сферу туризма Узбекистана, несмотря на спад в 2001 году.
Для того, чтобы выявить проблемные аспекты развития международного туризма в Узбекистане, необходимо дать характеристику национального туристического продукта на данный момент.
В Узбекистане национальный туристический продукт имеет следующие позитивные черты:
- Интересная история и богатая традициями культура узбекского народа (в республике насчитывается более 4 тысяч памятников архитектуры и десятки древних городов);
- Доброжелательное и гостеприимное население;
- Интересный природный ландшафт (пустыня, горы, зелёные оазисы, растительный и животный мир);
- Наличие транспортной инфраструктуры и гостиничного хозяйства международного класса;
-Геостратегическое расположение Узбекистана в Центральной Азии как соединительного звена Европы с Азией;
-Наличие воздушных международных сообщений с 20 государствами по линии НАК «Узбекистон Хаво Йулари». Это основные развитые страны мира, в частности, располагающие рынком покупателей узбекского турпакета;
-Относительно чистая экология, незагрязнённость атмосферы городов и посёлков;
В то же время, на национальный туристический продукт влияют и негативные факторы, к которым относятся:
-Низкая информированность зарубежных туроператоров об Узбекистане;
-Однообразный тип планировки городов, малоинтересный для западного туриста (за исключением древних);
-Усложнённая форма получения визы. Неприветливый персонал аэропортов, пограничной и таможенной службы, низкий уровень обслуживания;