Конечно, как и все новые технологии, Интернет-программы требуют некоторого времени, для того чтобы персонал овладел ими и привык пользоваться новыми возможностями. Например, импортом данных через буфер обмена из других офисных программ. Все данные попадут куда надо, неважно, привыкли ли в офисе составлять списки клиентов в Excell или другом формате. Это значит, что вместо 30 вписываний в графу надо сделать в худшем случае 1. Использование электронных систем оформления страхования в первую очередь выгодно крупным фирмам, занимающимся большими объемами. Эта цифра - еще один, последний, штрих к нашему портрету отечественного Интернет-бизнеса в области туризма в третьем тысячелетия.
В определении перспективы дальнейшего развития информационных технологий в сфере туризма немаловажную роль играют международные конгрессы. В 2001 году конгресс "Электроника в туризме" прошел в Берлине в 21 раз. Докладчики из Германии и из-за рубежа - эксперты в области информационных технологий, представители тур операторов и компаний-перевозчиков, обсуждали новейшие разработки и глобальные тенденции применения информационных технологий в тур индустрии. Рост интереса к конгрессу отразился в увеличении числа его участников свыше 700 человек. Кроме того, заметно выросли ряды докладчиков из-за рубежа. Основные темы конгресса: прямые продажи с использованием телевидения, Интернет-маркетинг, электронная коммерция, электронный бизнес и новые технологии. Например, такие как Единая система мобильных телекоммуникаций (Universal Mobile Telecommunications System, UMTS) или Протокол беспроводного приложения (Wireless Application Protocol, WAP). Как всегда, конгресс сопровождался выставкой для специалистов. Едва ли не главным предметом дискуссии стало будущее тур агентств: выживут ли они перед лицом угрозы со стороны новых технических средств, как смогут использовать Интернет в своих целях и какие стратегии могут быть рекомендованы. Почему существуют тур агенты? Они существуют потому, что мы их изобрели для добавления стоимости всему процессу путешествий. Изобрели бы мы тур агентов сегодня? Да, потому что туристический бизнес - это работа с людьми, а человек всегда хочет обсудить свой будущий отдых с другим таким же человеком. Правда, способ организации бизнеса мог бы быть несколько иным: агенты получали бы комиссионные прямо от клиента, а не от поставщика предоставленных услуг. С другой стороны, если бы не было тур агентств, то поставщики услуг просто не справлялись бы из-за объема. Кроме того, агент выполняет существенную работу: поставляет услуги, которые не выставлены на продажу или не
подготовлены к доставке. Таким образом, с точки зрения клиента и поставщика услуг, тур агенты, бесспорно, нужны, если, конечно, они работают профессионально. Но новые технологии могут существенно упростить и реорганизовать работу тур агентств. Кроме того, цена Интернет-инфраструктуры высока и ее нельзя недооценивать. По мнению докладчиков, функции агентов и GDS должны дополнять друг друга. Интернет - это лишь еще одно средство для маркетинга продукта. Интернет не устраняет агента, он делает его труд более эффективным. Но, разумеется, если агенты готовы вкладывать в Интернет средства и использовать его. Так, авиакомпании изобрели GDS (глобальные системы распределения), чтобы сократить расходы и уменьшить нагрузку на персонал служб бронирования. Теперь они хотят так изменить GDS, чтобы побудить потребителей бронировать напрямую. А высвободившиеся средства будут вкладывать в повышение качества обслуживания, то есть снова увеличат штаты. Итак, что нужно делать агенту, чтобы выжить? Найти свою нишу в новых условиях. И Интернет отлично подходит для поиска таких ниш. Этого нельзя делать в одиночку - нужны партнеры в области информационных технологий. Выбор такого партнера - одно из жизненно важных решений, которое будет влиять на бизнес агентства в течение следующих нескольких лет. Еще недавно "Worldspan" был завален заявками от компаний-новичков в области электронной коммерции. Большинство из них - без опыта работы в туризме и с желанием заработать "быстрые" деньги. В итоге процветают только те, кто понимает туризм, четко придерживается выбранной ниши, инвестирует средства в новые маркетинговые технологии и, конечно, имеет поддержку надежного партнера. Существуют два подхода к on-line бронированию. Первый - побудить потребителя осуществлять весь процесс интерактивно. Другой - поддерживать и обновлять удобный и привлекательный сайт, где посетители будут оставлять свои заявки, а для окончательного подтверждения бронирования - звонить в компанию. Наверное, каждый должен решить, какой подход для него лучше или комбинировать оба. Совет от "Worldspan": делать свое дело и инвестировать средства в новые технологии. Электронная коммерция - пока еще новый вид бизнеса, и сильный агент, создав хороший Web-сайт, приобретает уникальную возможность получить прибыль от новой технологии и захватить хорошие позиции на рынке. А значит, и тур агенты, и GDS будут существовать вместе еще очень долго.