В отличие от распространенных в России и ставших уже привычными систем резервирования «Сирена» и «Gabriel», система «Алеан» появилась сравнительно недавно. Покупателями здесь могут быть как турфирмы, работающие в онлайновом режиме, так и индивидуальные клиенты. Такую возможность система получила в силу полной своей ориентации на Интернет-технологии. Для индивидуальных клиентов оформление и оплата заказа пока происходит в офлайновом варианте (в офисе фирмы или по месту прибытия на отдых).
Компания «Алеан» была создана в 1997 г. на базе компании-туроператора РВБ (Российское воинское братство) специально для внедрения на отечественный рынок глобальной компьютерной системы бронирования и продаж туров. Эта система нашла применение в России, СНГ и некоторых безвизовых странах (Чехия, Болгария). Проектированием системного комплекса занимались собственные программисты компании. Однако оптимальный маркетинговый облик продукт обрел лишь с привлечением специалистов, знакомых не только с информационными технологиями, но и со спецификой туристического бизнеса. [6]
Системный комплекс «Алеан» предназначен для взаимосвязанной работы через Интернет в режиме реального времени всех участников туристического рынка: объектов размещения (пансионатов, домов отдыха, санаториев и пр.), турагентств, туроператоров, индивидуальных клиентов. По количеству посещений обозначенные категории пользователей распределяются в следующем соотношении: на первом месте стоят турагентства (51%), далее идут частные лица (25%) и только затем — туроператоры (13%). Объекты размещения и прочие организации в ряду посетителей являются замыкающими (соответственно 3 и 8%).
В октябре 1999 г. в базе данных сервера «Алеан» было зарегистрировано более 600 агентств. Интерес к системе продолжает расти, о чем свидетельствует статистика ежедневной посещаемости сервера в период активности туристического рынка (150 посещений в мае и 350 в июле 1999 г.), а также ежедневного бронирования мест (240 и 650 мест в те же месяцы).
Однако в зимнее время посещаемость ресурса заметно снизилась, а база данных в период с ноября по февраль увеличилась всего на 100 участников. Понятно, что с изменением спроса связано и колебание числа заказов в течение года (сейчас осуществляется около 300 заказов в день). По словам генерального директора «Алеан» Александра Корягина, «в работе Интернет-проекта были «убыточные» месяцы, но тем не менее в целом за 1999 г. он оказался рентабельным». Основной доход компании строится на том, что за бронирование каждого места взимается плата в размере 1 долл.
Данные о местах, предлагаемых гостиницами и пансионатами, в настоящее время вводят на сайт преимущественно сотрудники «Алеана». Но в системе уже начинает внедряться технология удаленного администрирования сервером, позволяющая публиковать информацию самим объектам размещения — их представители могут изменять количество мест и цены в режиме реального времени. Правда самостоятельно выставляют информацию о своих предложениях пока лишь отдельные предприятия — пользователи системы, поскольку отнюдь не все гостиницы, пансионаты и другие объекты готовы к использованию высокотехнологичных услуг.
До появления Интернет-решений ГАВС система «Сирена», через которую на протяжении 25 лет осуществлялась коммерческая деятельность авиапредприятий, не предоставляла доступ к своим информационным ресурсам неаккредитованным агентам, а об индивидуальных клиентах, безусловно, не могло быть и речи. Развивалась эта система, пожалуй, лишь в одном направлении — преодолеть децентрализованный принцип резервирования мест (когда информация о рейсах авиакомпании контролируется отдаленным центром, не принадлежащим авиаперевозчику или агентству). Предпринимались попытки интеграции решений с международными стандартами взаиморасчетов, действующими в IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта). Подобное направление развития «Сирены» было апробировано компанией ТАИС (Транспортные автоматизированные информационные системы, tais.ru) в рамках проекта «Сирин», запущенного в действие в 1998 г. и представляющего собой совокупность всех центров «Сирены 2.3», объединенных комплексной технологией.