При характеристике рынка туризма учитывается следующее:
- Основным предметом купли-продажи являются услуги;
- Кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается огромное количество посреднических звеньев;
- Спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам, эластичностью, индивидуальностью и высокой степенью дифференциации, отдаленностью по времени и месту от туристского предложения.
- Туристское предложение характеризуется рядом особенностей: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги), высокая фондоемкость туристской индустрии, низкая эластичность, комплектность.
Для более четкого понимания происходящих на туристском рынке процессов (конкуренции, ценообразования, сбыта и т.п.) необходимо принимать во внимание отношение субституции (взаимозаменяемости) и комплементарности (взаимодополняемости). Влияние субституции тем ощутимее, чем больше число заменителей имеет та или иная туристская услуга. Комплементарность проявляется в том, что приобретение потребителем одних услуг автоматически приводит к необходимости покупки целого комплекса других.
Рынок туризма неоднороден. В его структуре выделяются более мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим существуют различные способы классификации туристского рынка.
По отношению к определенному району (региону, стране) выделяют следующие рынки:
- Рынок внутреннего туризма, включающий путешествия жителей района по этому району;
- Рынок въездного туризма, включающий путешествия по району лиц, не являющихся его жителями;
- Рынок выездного туризма, включающий путешествия жителей одного района в другой район.
В зависимости от цели путешествия выделяют рынки рекреационного, делового, научного, культурно-познавательного, религиозного, этнического туризма.
В зависимости от характера организации путешествия различают рынки организованного и неорганизованного туризма.
По числу участников путешествия выделяют рынки группового и индивидуального туризма.
В зависимости от способа передвижения различают рынки пешеходного, железнодорожного, авиационного, морского и речного, а также автомобильного туризма.
В связи с особенностями и содержанием маркетинговой деятельности выделяют следующие рынки:
- Целевой, на котором предприятие реализует или собирается реализовать свои цели;
- Основной, где реализуется основная часть услуг предприятия;
- Дополнительный, на котором обеспечивается продажа некоторого объема услуг;
- Растущий, имеющий реальные возможности роста объема продаж и другие.
Туристский рынок имеет различную качественную структуру.
а) б)
100% |
Численность Населения Потенциальный рынок | 100% |
Потенциальный рынок | |
40% |
Действительный рынок | |||
20% |
Квалифицированный рынок | |||
10% | ||||
10 |
Обслуживаемый рынок | |||
5% |
Освоенный рынок |
Рис. 1 Качественная структура туристского рынка
а – весь рынок; б – потенциальный рынок