25 % - изучают рекламные листовки туристических фирм только если эта информация была случайно ими обнаружена в почтовом ящике, но, как правило, не является играющей какую-либо роль при принятии решения об отдыхе;
4,8 % - узнают о предложениях туристических фирм, находясь на работе или через рекламу в журналах присутствующих в бизнес центрах;
3,3 % - подбирают информацию для планирования поездки в газетных киосках у метро;
1,2 % - в специализированных отделах магазинов;
0,8 % - в супермаркетах/универсамах;
2,3 % - остальными доступными способами.
Но те кто совершает туристические поездки или планирует их, узнают информацию о фирмах, предложениях туристических агентств, скидках и тому подобное из следующих источников: бесплатные газеты – 24%, туристические журналы – 19%, телевидение – 17%, интернет – 20%, радио – 6%, реклама в покупаемых газетах – 5%, специальные справочники – 4%, на наружную рекламу ориентируются 3% и на рекламу в автотранспорте обращают внимание 2%.
При планировании расходов во время поездки и покупки тура непосредственно, 80 % рассчитывают исключительно на семейный бюджет. 6 % составляют те, для кого поездка может быть оплачена органами социального страхования. Оставшиеся 14 % располагают вне семейным бюджетом (поездки за счёт работодателя и т.п.) с помощью которого они и собираются совершать/совершают разного рода поездки. Для большинства, 43 % туристов, самым приемлемым является поездка на период от 7 до 14 дней. Для этого есть много оснований, начиная от устоявшихся привычек отдыха в летний период на срок 14 дней до предложений туристических фирм, где туры имеют чёткие недельные или двухнедельные сроки «привязанные» к рейсам авиакомпаний. 20 % предпочитают сразу использовать, почти целиком, положенный государством отпуск. Их поездки составляют срок от 15 до 21 дня. По статистике можно предположить, что это группа людей выезжающих в ближнее зарубежье. Такое же количество составляет группа туристов, чьи поездки укладываются в сроки до 4 дней. Вероятно это отдых на выходные в Ленинградской области, курортных зонах и на дачах. Отдыхать более 21 дня могут позволить себе лишь 9,3 %, и 8,2 % составляют те, чей отпуск укладывается в рамки 5-6 дней.
При выборе тура одной из главных составляющих комфортного отдыха является гостиница. Особенно при поездках в туры рекреационного отдыха, на пляжный отдых, где в гостиницах проводится немало времени. Учитывая статистические данные по выбору стран для рекреационного отдыха – краснодарский край, Украина, Финляндия, Турция, Египет, Испания; можно говорить о несомненной важности выбора места проживания. Естественно, что при опросе, 64 %, на второе место, после определения страны/региона для отдыха, поставили выбор местонахождения и класса гостиницы. Для 15 % это не составляет никакого интереса, а 21 % затруднились ответить. В общем, при планировании мест проживания во время отдыха 28 % собираются останавливаться в частных квартирах или домах (Приложение № 11). 43,3 % при этом, для того, чтобы доехать до места используют поезд. Остальные группы предпочитают передвигаться на самолёте, автомобиле или автобусе и делятся на группы с примерно одинаковым количеством голосов от 12 % до 15 % (Приложение № 12).
Обращаясь в туристическое агентство, многие заранее определяют сумму, которую они готовы отдать за путешествие. Заработная плата у большинства (чуть выше средней) в Петербурге составляет 7 тысяч рублей, поэтому немногие могут позволить себе путешествовать даже один раз в год. Но расходы на тур тех, кто всё-таки выезжает куда-либо, выглядят следующим образом: тратят на тур сумму не более 300 $ – 35 %, менее 100 $ - 27 %, 25 % готовы потратить от 300 $ до 600 $. Всего лишь 10 % могут потратить на покупку туристической поездки от 600 до 1000$, и только 3% свыше 1000$.
Основные расходы во время поездок идут на проезд, проживание и продукты: 20% - 17%- 18% соответственно. Три почти равные части занимают затраты на развлечения - 12% , посещение музеев, достопримечательностей – 10 %, и на покупку сувениров – 11,2 %. Оставшиеся 11,8 % тратят деньги на покупку одежды, электроники, спортивных товаров, ювелирных украшений, обуви, косметики и предметов для дома.
При этом, расходы в течение поездки в 42 % случаев не достигают 100 $, 30 % тратят в поездке от 100 до 300 $, траты 12 % составляют от 300 до 600 $. Оставшаяся небольшая часть выезжающих делится на тех, кто тратит от 600 до 1000$ - 4,8 %, больше 1000 $ - 2 %, а оставшиеся 9,2 % вообще отказались афишировать сумму своих затрат.
В 2003 году, женщин совершивших туристические поездки на 19 % больше, чем мужчин. Этот процент, хотя и ненамного, но стабильно увеличивается с каждым годом. Также наблюдается закономерность среди замужних/женатых представителей путешественников – они на 16% чаще совершают туристические поездки, чем свободные мужчины и женщины. Образование, как и раньше не стало менее значительным, и каждый год людей с высшим образованием можно чаще заметить отдыхающими в странах ближнего и дальнего зарубежья. 41 % всех туристов – это люди с высшим образованием (Приложение № 13). Из них специалистов (врач, инженер, учитель) – 17,8 %, учащихся (студентов, аспирантов) – 17,4 % и государственных служащих 15 %, остальную разбивку по специальностям можно посмотреть в приложении № 14.