● установленные дата и время вылета;
● строго фиксированный маршрут полета (пункт вылета, назначения,
транзитные пункты);
● вылет гарантирован вне зависимости от заполняемости лайнера;
● установленные авиаперевозчиком тарифы, скидки, льготы.
Функции туристических операторов в работе с регулярными авиаперевозками ограничиваются бронированием и продажей авиабилетов из офиса оператора. Для осуществления самостоятельной продажи оператором авиабилетов или их бронирования требуется аккредитация туроператора со стороны Международной организации авиационного транспорта (IATA).
В
отличие от регулярных и дополнительных рейсов, вылеты которых строго регламентированы расписанием, чартерные авиалинии являются перевозками вне расписания и имеют ряд характеристик:
§ выполняется по заказу, то есть в отношения с авиакомпанией вступает другая сторона, готовая полностью оплатить стоимость чартерной перевозки и в полном объеме взять риск по продаже билетов на себя;
§ могут назначаться на любую дату и время вылета по требованию заказчика рейса, с согласованием со службами движения воздушных судов указанных аэропортов (вылета и назначения) и самой авиакомпанией;
§ дестинация чартерного авиарейса указывается заказчиком, но требует дополнительного согласования возможностей аэропорта назначения (особенно при заказе чартерных рейсов принципиально новых направлений);
§ возможно приобретение билетов на чартерные авиарейсы только в оба конца;
§ правом на распространение авиабилетов на чартерный рейс обладает только его заказчик или уполномоченные агенты и представители заказчика;
§ политика ценообразования, предоставления скидок и льгот на чартерных авиалиниях находится в ведении заказчика рейса;
§ в ряде государств мира, согласно правилам чартерных воздушных перевозок запрещается продажа билетов на чартерный авиарейс иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Экономический смысл чартера заключается в полной передаче риска незаполняемости салонов и простоя кресел авиаперевозчика на заказчика авиарейса в обмен на значительный дисконт на среднюю стоимость одного кресла со стороны авиакомпании.
Виды чартерных программ:
1. Разовые с отстоем. Чартер, рассчитанный на единичный вывоз и дальнейший возврат туристов. В этом случае для заказчика рейса дешевле оплачивать отстой борта в принимающем аэропорту в течение нахождения туристов на отдыхе, чем оплачивать целый «холостой» полет в оба конца.
2. Шаттл-чартеры. применяются при построении чартерной цепочки, то есть периодичных полетов в одном и том же направлении, в течение сезона. Борт не простаивает в аэропорту дестинаций, а тут же вылетает обратно, загруженный ранее прилетевшими туристами.
3. Сплит-чартеры — есть организация перевозок, при которой на одном участке пути пассажиры летят регулярными авиалиниями, на оставшейся - чартерными.
4. Поли-чартерная перевозка - оба стыкуемых рейса, используемых в перевозке являются чартерными
5. Транзит-чартеры — чартерная перевозка, подразумевающая промежуточную посадку в третьем аэропорту с целью принятия на борт туристов, направляющихся на отдых в дестинацию рейса [5].
Действуют три схемы работы туроператора с железнодорожными транспортными компаниями: торговля железнодорожными билетами; формирование туристических поездов; формирование прицепных вагонов.
Получение туроператором права торговать билетами от своего имени, а также права доступа в электронную систему бронирования железнодорожных билетов — довольно сложная процедура, требующая подписания соответствующего договора с Министерством Путей и Сообщений. Операторы, претендующие на получения права продажи железнодорожных билетов должны соответствовать целому ряду определенных требований.
Наиболее приемлемая для туроперейтинга форма взаимодействия с железными дорогами — организация туристических поездов и вагонов. Эта форма сотрудничества основывается на подписании между туроператором и пассажирским управлением железной дороги договора, по которому в пользование оператора предоставляется либо отдельный вагон (вагоны), либо пассажирский состав для совершения перевозки по договоренному маршруту за определенную плату [5].
Фрахтование вагонов может быть двух видов:
· прицепные вагоны, в этом случае оплаченные оператором вагоны цепляют к составам, ходящим по расписанию;
· туристические поезда — в этом случае оператор самостоятельно фрахтует целый состав.
Существует две схемы фрахта водных судов: единоличный или долевой (пул туроператоров).
Размер суммы фрахта зависит от ряда факторов:
§ тип судна и уровень его комфорта;
§ длительность водного путешествия;
§ география маршрута;