Включение России в мировую систему туризма выдвинуло одну из наиболее важных проблем туристских услуг- конкуренцию.
Положение, в котором находятся в последнее время предприятия сферы туризма в РФ со всеми острейшими проблемами (кризисное состояние экономики переходного периода, спад производства, сокращение платежеспособного спроса) делает решение проблемы конкурентоспособности туристских продуктов действительно основным вопросом. Конкурентоспособность туристских продуктов зависит от следующих составляющих:
- качество менеджмента,
- использование прогрессивных технологий при производстве туристской продукции,
- сапостовимость качества и цены,
- равномерный покупательский спрос,
- профессиональные кадры.
Все эти составляющие для российских предприятий в сфере туризма являются пока не благоприятными.
Интенсивное развитие турбизнеса в России началось в первой половине 90-х годов. Туристский рынок находился в условиях свободной конкуренции, которая способствовала появлению большого числа туристских предприятий, занимающихся и туроператорской и турагентской деятельностью, не четко понимая разницы в данных видах деятельности. В результате этого, на российском туррынке сложилась ситуация, когда фирм туроператоров было в 4 раза больше, чем фирм- агентов. В то время, как на цивилизованном рынке наблюдалась тенденция увеличения турагентов, и соотношение туроператоров к турагентам равнялось 1:100.
Однако постепенно, с ростом конкуренции и повышения требований клиентам к туристским организациям, наметилось изменение ситуации: разделение туроператоров и турагентов.
На сегодняшний момент, российский туррынок претерпевает большие изменения, которые выражаются в ужесточении конкуренции, как между собой, так и между иностранными компаниями.
Важным фактором, послужившим импульсом в развитии международного туризма в Приморском Крае стало принятое в 1992, решение Правительства страны об открытии страны для посещения иностранцами Владивостока и ряда других закрытых районов края.
До 1992г. большая часть приморского туризма была замкнута на Краевой Совет по туризму. Но в связи с либерализацией экономической жизни страны с 1992 года начался бурный рост туристских предприятий Приморья.
Но этот процесс увеличения фирм, оказывающих туристские услуги, говорит лишь о количественном, но не качественном улучшении структуры туристского рынка Приморского Края.
Во-первых, среди данного перечня турфирм лишь 40% были чисто туристские. Во-вторых, остро ощущался недостаток профессионально подготовленных кадров. В-третьих, в силу отсутствия материальной базы и ряда других проблем национального уровня, турфирмы края предпочитают заниматься коммерческим (шоп) туризмом.
Но, не смотря на уменьшение количества турфирм и попытки улучшения качества обслуживания в компаниях, число претензий и жалоб со стороны туристов на некачественное обслуживание не уменьшается.
Анализ статистики претензий туристов показывает, что из общего числа жалоб на работу турфирм только 15% приходится на те турфирмы, которые прошли сертификацию. За 1998 год из 165 фирм прошли сертификацию всего 140 предприятий. За 1997 год аннулировано действие сертификата у 7 предприятий, действие лицензии у 17, а также у 37 предприятий действие лицензий приостановлено вследствие нарушения требования Закона «Об основах туристской деятельности» и Закон РФ «О защите прав потребителей». На сегодняшний момент в Приморском крае зарегистрировано 197 туристских предприятий, имеющих право на осуществление международной туристской деятельности.
Среди характерных нарушений следует отметить:
- отсутствие полной и достоверной информации о предприятии и оказываемых услугах,
- несоответствие качества туристских услуг условиям договора. Сюда относят несвоевременное начало маршрута, проблемы прохождения таможенного и пограничного контроля, низкое качество услуг принимающей стороны, начиная с момента проживания, питания и предоставление экскурсионной программы и заканчивая их невыполнением,
- несоответствие применяемых бланков туристской путевки и договора с клиентом требованиям законодательства в области туризма,
- отсутствие договора между туристским предприятием и клиентом, что приводит к многочисленным жалобам и заявлениям на несоответствие оказанной услуги, информации получаемой из рекламных объявлений, проспектов и т.д.
Объем туристских услуг оказанных туристскими компаниями края составил 118млн. рублей, или 150 % к уровню прошлого года. Десятку лидеров по этому показателю возглавляют «Диалог народов», «Лотос», «Спутник», БМТ «Приморье», «Интурист-Владивосток», «Элипс-Тур», «Дальинтурист», «Фрегат-Аеро», «Приморавтотранс», «Приматур».