В условиях формирования и становления рыночных отношений в России развитие туристского бизнеса происходит под влиянием позитивных и негативных факторов. Первые способствуют активизации деятельности на рынке туристских услуг. К ним относятся:
- разрушение государственной монополии и формирование частной собственности на средства производства;
-формирование связи производства и потребления через платежеспособный спрос;
-баланс
движение и совершенствование факторов производства под воздействием спроса;
-усиление конкуренции на рынке;
-либерализация внешнеэкономической деятельности.
Негативные приводят к неравномерности в развитии и усугубляют кризисные явления. Основными из них являются следующие:
-стремительное разрушение экономико-организационной системы, существовавшей долгие в туризме;
-отсутствие продуманной государственной политики развития и регулирования туризма в новых условиях, основанной на комплексном анализе рынка и механизма, координирующего деятельность всех предприятий туристского сектора экономики;
-недооценка общих закономерностей развития рынка туристских услуг и специфики предлагаемого на нем продукта;
-нехватка кадров высокой квалификации в туристском бизнесе.
Для выравнивания ситуации на рынке туристских услуг России, на наш взгляд, в настоящее время необходимо:
- проведение комплексного исследования рынка туристских услуг на региональных уровнях и внешняя оценка финансово-экономического состояния туристского бизнеса;
- широкое внедрение наиболее прогрессивных методов и форм маркетинга на различных хозяйственных уровнях;
- разработка гибких и открытых программ развития туризма в стране в целом и в регионах с учетом их специфики;
- активизация деятельности общественных объединений предприятий туризма и туристского комплекса в целом для поддержки малого бизнеса и облегчения его маркетинговых функций.