Затем по Невскому проспекту вы выходите на площадь Восстания. До революции она называлась Знаменская — по названию церкви, которая стояла на том месте,- где теперь находить наземный вестибюль станции метрополитена «площадь Восстания». На площади — два здания гостиницы «Октябрьская». На площадь обращен главный фасад здания Московского (бывшего Николаевского) вокзала. Строительство железной дороги, соединившей Петербург с Москвой, началось в 1847 году по проекту П. П. Мельникова, профессора Петербургского института корпуса инженеров путей сообщения (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения). Дорога создавалась на основе новейших достижений науки и техники того времени, в строительстве принимали участие крупнейшие инженеры Н. О. Крафт, М. С. Валков, Д. Н. Журявский и другие. Движение по Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороге началось в 1851 году. К этому времени ухе было сооружено и здание вокзала. Его авторы — архитектор К. А. Тон и Р. А. Желязевич.
Позднее Николаевская железная дорога связала город на Неве со множеством других городов страны. В настоящее
время основной поток пассажиров, прибывающих в Петербург поездом, вступает на его территорию с этого вокзала.
В центре площади возвышается обелиск городу-герою Ленинграду, установленный к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Гранитный монолит, обработанный в виде штыка, завершается золотой звездой. В нижней части обелиска — опоясывающий его венок Славы и барельефы на тему героической обороны Ленинграда. Авторы монумента — архитекторы А. И. Алымов, В. М. Иванов, инженер Б. Н. Брудно, скульпторы А. А. Виноградов, Б. А. Петров, В. Д. Свешников, А. С. Чаркин.
Прежде чем продолжить путь по Невскому проспекту, по той его части, которая пролегает за площадью Восстания, обернитесь назад. Перед вами — незабываемая перспектива проспекта с мерцающим вдали золотым шпилем Адмиралтейства.
Отрезок Невского от площади Восстания до площади Александра Невского, у которой главный проспект города заканчивается, петербуржцы в обиходе называют Старо-Невским проспектом. Его застройка характерна для второй половины XIX — начала XX века.
Влево от Невского отходит Суворовский проспект, который ведет на площадь Растрелли к ансамблю Смольного монастыря. Рядом с ним — историческое здание Смольного, построенное Д. Кваренги. Ныне в нем размещается городская администрация — мэрия.
Издалека видна Надвратная церковь и ворота Александро-Невской лавры.
И вот ваш неблизкий путь по Невскому проспекту и его окрестностям подошел к концу. Вы на площади Александра Невского. Слева — огромное здание гостиницы «Москва». далее мост через Неву, носящий имя Александра Невского. На противоположном берегу — Малая Охта. Движение по мосту было открыто в 1965 году. Длина его — 629 метров, с пандусами — около километра. Это самый большой мост в городе. Он сооружен по проекту инженера А. С. Евдонина и архитекторов А. В. Жука, С. Г. Майофиса, Ю- И. Сипицы.
Итак, вы в той части города, где все вас окружающее освящено именем Александра Невского — площадь, лавра, мост. Александро-Невская лавра занимает большую территорию. В Петербурге, само возникновение которого связано с победами русского оружия, много разнообразных памятников военной славы. Традиция их создания вдет со времен Петра 1. В эпоху стремительных преобразований, требовавших огромного напряжения сил всего народа, особое значение приобретала память о героических событиях, и недавних и далеких по времени. Строительство Александро-Невской лавры началось в первые годы XVIII века. В 1710 году был основан монастырь в память о великом русском полководце — новгородском князе Александре Невском. В 1240 году новгородский князь Александр Ярославич возглавил русское войско, которое разгромило шведов на реке Неве. За мужество н полководческое искусство в этой победоносной битве Александр Ярославич был прозван Невским.