Больше полвека назад, в 1921 году, был создан наш национальный музей – музей Кабардинского округа. После слияния двух национальных округов кабардинского и балкарского и создания автономии двух народов – музей Кабардино-Балкарской автономной области; с 1936 года – краеведческий музей Кабардино-Балкарской АССР.
В апрельские дни 1921 года жители Нальчика читали сообщение о создании национального кабардинского музея. В нем говорилось «Музей – это наш показатель быта, наша гордость, а поэтому мы все должны создать его на славу родного города, на память грядущему поколению». Подписано это обращение Б.Э. Калмыковым – председателем Кабардинского окружного исполкома. Он, собственно говоря, и был инициатором и организатором нашего музея, а его первым директором стал сельский учитель Макар Иванович Ермоленко – учитель Бетала Калмыкова.
Население округа горячо отозвалось на призыв Калмыкова. К концу 1921 года в музей поступило 1200 экспонатов. Первые поступления были от Б.Э. Калмыкова – его личное оружие: шашка и ружье.
Первоначально наш музей размещался в одной из комнат квартиры М.И. Ермоленко. В дальнейшем, благодаря заботам областной партийной организации и лично Б.Э. Калмыкова, музей в 1925 году получает здание в садике «Свободы», а в 1927 году ему отводится второе здание – бывший дом начальника Нальчикского округа. В те годы музей состоял из отделов: Естественно-исторического, Социально-Экономического, Археологического, Этнографического и Художественного.
Активная археологическая работа музея (открытие Нальчикского кургана №1, Агубековского, Долинского поселения и т.д.) позволила создать уникальную коллекцию эпохи неолита, энеолита и бронзы. Пополняются экспонатами и другие отделы, в особенности этнографический и художественный. Музеи Москвы и Ленинграда передают нашему музею произведения таких художников как Брюллов, Айвазовский, Рубо и др. В оказании этой помощи мы во многом обязаны заведующему музейным отделом Наркомпроса Феликсу Кону. Северо-Кавказское общество краеведения передает этнографические экспонаты и коллекцию оружия.
В 1930 – 1935 гг. музей систематически пополняется экспонатами, которые легли в основу экспозиции отдела советского строительства (здесь материалы о первых колхозах, строительстве Баксангэс, Промгородка, награждение КБАО первым орденом Ленина и т.д.).
В последующие годы эти фонды пополняются не менее интересными экспонатами.
В период фашистской оккупации музею был нанесен непоправимый ущерб, в особенности пострадали этнографические, археологические коллекции (почти не осталось уникальных каменных браслетов), почти совсем были уничтожены материалы советского отдела, было похищено много произведений искусства. Если и удалось что-то сохранить, то этому мы обязаны героическим усилиям сотрудников музея, укрывших большую часть фондов. В этом большая заслуга, ныне покойного Степана Петровича Савчука. Сразу же после изгнания фашистов музей возобновляет свою работу.
Собранный в послевоенный период материал позволил построить новую экспозицию. Областной комитет КПСС и Правительство республики, придавая большое значение пропаганде научных знаний, видя в этом заслугу музея, выносит решение о строительстве для него здания. В сентябре 1966 года во вновь отстроенном здании состоялось открытие экспозиции краеведческого музея. Новое современное здание общей полезной площадью 1777 км2 позволило открыть в одиннадцати залах отделы: природы, досоветского периода и истории советского общества. (Мальбахова И.А.) /3/
Сегодня фонд Национального музея (его филиалами и отделами являются мемориальные дома-музеи Марко Вовчок и Кайсына Кулиева, квартира-музей Али Шогенцукова, Литературный музей, музей Обороны Приэльбрусья, музеи в городах Майский и Прохладный, селениях Кёнделен Верхний Акбаш) насчитывает около 150 тысяч единиц хранения. 134 тысячи из них находятся в краеведческом музее Нальчика.
В двадцатые годы прошлого века краеведческий музей пополнился уникальными творениями мастеров кисти и резца, полученными из хранилищ Москвы и Ленинграда. Это не просто полотна, это не просто скульптуры и изделия из фарфора, это шедевры русского и зарубежного искусства XVII- XVIII веков. Одни имена чего стоят - Брюллов, Шишкин, Айвазовский, Куинджи, Рубо! А есть еще портреты и пейзажи Ф. Шубина, В. Боровиковского, С. Щедрина, Б. Филлера, Ф. Сычкова и целого ряда других.
Также в хранилище имеются изделия из фарфора - статуэтки, декоративные тарелки, вазы; предметы обихода - часы, канделябры, ларцы, секретер-бюро .
Эти шедевры и положили начало Кабардино-Балкарскому музею изобразительных искусств, открытому в 1960 году и расположенному на проспекте Ленина, в центре города. Классическое искусство - его основа, но главное в фондах - произведения художников и скульпторов республики, среди которых немало достойных мастеров, широко известных как в России, так и за ее пределами. /6/