Морской пассажирский флот России находится в ведении: Азовского, Балтийского, Дальневосточного, Каспийского, Камчатского, Мурманского, Северного, Сахалинского и Черноморского пароходств, подчиненных Министерству морского флота России. Кроме судов названных пароходств, российские туристские фирмы и организации арендуют суда в Эстонском и Дунайском (Украина) пароходствах, "ЧИП-БЛАСКО" (Одесса). Туристские перевозки организуются во всех бассейнах, в том числе:
· Южном - Черное и Азовское моря, бассейн реки Дунай
· Северном - Баренцево и Белое моря, а также прилегающие к территории России моря Северного Ледовитого океана;
· Каспийском - Каспийское море
· Дальневосточном - Чукотское, Берингово, Охотское, Японское моря и прилегающий к территории России район Тихого океана.
Зарубежные круизы традиционно организуют:
· по Средиземному и Адриатическому морям с посещением Багамских островов
· вокруг Европы с посещением Британских островов и о. Исландия
· по Скандинавским страдам с посещением российского порта Санкт- Петербург
· по странам Карибского бассейна
· в США и Канаду
· в США и Аляску, в том числе, из Тихого океана в Атлантический через Панамский канал или вокруг Южной Америки
· через Аравию (Суэцкий канал) в Индийский океан и другие.
В каждом бассейне действуют пассажирские линии, среди которых различают:
а) внутренние (каботажные), связывающие между собой российские порты,
б) международные (заграничные), связывающие российские порты с иностранными,
в) местные, осуществляющие перевозки в границах,
г) пригородные - деятельность портового пассажирского флота.
Министерство морского флота России организует следующие рейсы:
· туристские, действующие по специальным маршрутам и расписаниям. Они рассчитаны на большую продолжительность поездки, во время которой туристам предоставляют определенный комплекс услуг;
· прогулочные - продолжительностью не более шести часов, без остановок в портах и без предоставления экскурсий и досугово-развлекательного обслуживания;
· специальные - выполняемые по отдельным заказам;
· линейно-транспортные, осуществляющие регулярные рейсы между отдельными портами для перевозки пассажиров по установленным маршрутам и расписаниям.
Суда для туристских целей (круизов) арендуются по специальному договору (фрахт-контракту), заключаемому между туристской организацией и морским пароходством.
Обязательными приложениями к договору являются:
· Расписание движения судна, согласованное с туристской организацией.
· План-карта судна, утвержденная на момент заключения договора.
· Расчет платы за аренду судна по категориям кают и элементным ставкам для каждого морского бассейна с учетам сезонных скидок.
Виды круизов. В целом для организации круизных поездок наиболее распространенной (до б0%) является классическая европейская система, которая предусматривает морское путешествие с заходом в различные порты с экскурсионной программой.
Однако все большую популярность завоевывает и американская система, основной целью которой является предоставление возможности круизным пассажирам отдыхать и загорать на пляжах в пунктах захода по маршруту.
В последнее время практически во всех регионах завоевывают популярность "круизы в никуда" - одно- и двухсуточные поездки без захода в другие порты. Как правило, такое судно уходит из базового порта часов в 6 вечера в пятницу и возвращается в воскресенье к вечеру.