В настоящее время на туристском рынке действуют два вида туристских фирм: туроператоры и турагенты. Туроператоры выполняют ведущую роль в туризме России , так как именно они пакетируют различные услуги в единый туристский продукт, который и реализуют потребителю через агентскую сеть. Туроператор также может продавать услуги туризма раздельно. Это делается либо из соображений прибыли, либо по другой необходимости. Туристские пакеты, известные как инклюзив-туры, отличаются друг от друга составляющими элементами.
Обычно выделяют четыре типа туроператоров: массового рынка; специализированного сегмента рынка; внутреннего рынка; внешнего рынка.
Туроператоры массового рынка наиболее распространенный тип. Они продаю пакеты на популярные курорты. Туроператоры специализированного сегмента рынка специализируются на предоставлении определенного направления. Туроператоры внутреннего рынка (местные) продают тур-пакеты внутри страны проживания, т, е. организуют туры по своей стране. Туроператоры внешнего рынка (въездные) продают тур-пакеты в разные страны. Они организуют различные услуги для зарубежных туроператоров.
На практике по региональному направлению деятельности принято разделять туроператоров на инициативных и внутренних (рецептивных) операторов. Инициативные туроператоры - это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с поставщиками услуг. Внутренние (рецептивные) туроператоры - это туроператоры на приеме, т. е. комплектующие туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договоры с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т. д.). Это чистая форма туроперейтинга.
Турагент - это организация-посредник, реализатор туристского продукта туроператора, работающий непосредственно на туристском рынке. Турагент получает за свою деятельность комиссионное вознаграждение (7-15 % от стоимости тура). В отличие от туроператора турагент не несет ответственности за качество тура.
В реальном туристском предпринимательстве наиболее часто встречается смешение функций, что характерно для туристского рынка. Например, ОАО «ЦСТЭ - Интур - Центральный совет по туризму» одновременно выступает и как оператор по отправке российских туристов за рубеж, и как оператор по приему иностранных туристов в России, имеет собственные отделы продаж (агентства), совмещая указанные функции. А некоторые другие компании, например «Натали-турс», «Инна-тур», называя себя туроператорами, выполняют чисто инициативные функции («Натали-турс» - туроператор по Испании), формируя туры в различные страны мира по договорам с принимающими туроператорами по приему, добавляя к этому ряд других услуг (авиа, прокат автомашин, комплектация и комбинирование туров «отдых/путешествие» и т. д.).
В последнее десятилетие значительно активизировались международные связи туристских организаций России. Реорганизованы и иную структуризацию получили предприятия и учреждения «Интуриста», Центрального совета по туризму и экскурсиям, Бюро молодежного туризма «Спутник», возникло множество больших и малых туристских учреждений, туроператоров и турагентов.
Войдя в международный рынок на общих началах, российские туристские организации включились в так называемую межрегиональную конкуренцию, т. е. конкуренцию с другими гостеприимно принимающими странами и городами, курортами. Эту конкуренцию, состоящую не только из ресурсной и материальной частей, но и из разнообразного количества дополнительных услуг. На настоящий момент эту конкуренцию за иностранного посетителя нашей страны мы проигрываем.
Основная доля туроператоров в России работает с преимущественной ориентацией на выезд. Это объясняется еще и тем, что их деятельность строится на использовании наработанных схем и возможностей зарубежного туроперейтинга.