Гостиницы также широко используют различные системы привлечения новых клиентов с помощью финансовых льгот. В гостиницах «Pallada», «Kosmos» и «Ukraina» для привлечения клиентов используется дисконтная система. В гостинице «Ukraina» клиент при наборе определенного числа баллов получает скидку в размере 10-20 % на проживание, питание, пользование сауной, парикмахерской. Скидки в объеме 10-40 % введены для индивидуальных клиентов в отеле «Kosmos». Накопительная система поощрения действует в отеле «Pallada», где дисконтная карта гарантирует 10-процентную скидку на проживание и питание.
С развитием туристского рынка существенным фактором формирования потребительских предпочтений становится наличие у услуги имени – торговой марки, известного в потребительской среде. Продвижение торговой марки предполагает: технологический комплекс методов и мероприятий, направленный на создание и продвижение фирменных туристских услуг; деятельность по формированию долгосрочного предпочтения к ним, основанную на усиленном воздействии на выделенный сегмент потребителей товарного знака (товарной марки); наличие материалов и мероприятий стимулирования сбыта для создания образа компании и выделения её позиций и уникальности среди конкурентов; формирование элементов корпоративной культуры и фирменного стиля, а также управление торговой маркой и фирменным стилем в имеющихся рыночных условиях.
Создание собственной торговой марки – это сложный процесс, требующий много времени и усилий, а также огромных финансовых вложений. Поэтому в индустрии туризма, где преобладают в большей части относительно небольшие компании, очень часто организации индустрии туризма для продвижения услуг на рынке используют уже существующие известные бренды. Присоединение к торговой марке других организаций в большинстве случаев осуществляется следующими путями: заключение стандартного франчайзингового договора; подписание контракта на управление; комбинация франчайзинга и контракта на управление; соглашение о приобретении патента (лицензии на использование торговой марки); заключение стратегических маркетинговых альянсов.
При покупке торговой марки организации должна определиться по следующим вопросам, которые являются ключевыми: цена покупки и выбор компании, владеющей торговой маркой.
После выбора марочного названия организация вырабатывает стратегию дальнейшего продвижения торговой марки, которая может состоять в следующем:
1. расширение товарной линии – распространение названия торговой марки на новые товары, дополненные новыми свойствами, в рамках одной товарной категории,
2. расширение границ товарной марки – распространение названия марки на новые товары из другой категории,
3. мультимарки – разные названия марок для товаров одной категории с целью выделения различных свойств продукта или с учетом специфической мотивации покупателей,
4. введение новых торговых марок для новых категорий товаров.
Каждая из этих стратегий имеет свои преимущества и недостатки. Однако в настоящее время, подавляющее большинство новых туристских продуктов или услуг появляется у организации в результате применения стратегии расширения товарной линии. Анализ различных типов марочных стратегий показывает, что при реализации стратегии расширения товарной линии организация индустрии туризма подвержена меньшому количеству рисков.
В настоящее время многие организации столкнулись с тем, что потребители стали более чувствительны к ценам. У современного потребителя появляется выбор продуктов или услуг различных признанных торговых марок в зависимости от того, на какую из них в данный момент действуют скидки. Организации-конкуренты стараются в своей продукции и услугах воспроизвести качество лучших марочных продуктов, что приводит к большому сходству продуктов, предлагаемых под разными торговыми марками. Это требует от организации индустрии туризма формирования конкурентоспособного бренда, отражающего ценность, культуру и индивидуальность туристских услуг компании[37].