Следующий шлюз открыло прогрессивное социальное законодательство. Становление роли профсоюзов способствовало коренному изменению отношений работодателей и работников, а именно — введению в цивилизованных странах оплаченных отпусков и праздников сделало путешествие доступным для многих сотен тысяч трудящихся и служащих. Туризм превратился в мощную индустрию. Во многом этому способствовала активная и весьма прогрессивная деятельность подвижника туризма Томаса Кука.
Томас Кук, сегодня признанный основоположником современного туризма, первым понял сущность и выгодность организованных массовых перемещений путешественников. Он в 1843 году организовал первый экскурсионный железнодорожный тур для 570 человек. Успех в экскурсионном деле перерос в успешный туристский бизнес. Именно Кук добился существенных групповых скидок на перевозку и другие туристские услуги. С 1856 года путешествия по Европе стали регулярными и вошли в моду, было создано туристское агентство Кука и множество филиалов в других странах.
Фантастический успех туристской компании подтверждается опубликованным каталогом из 8000 отелей и гостиниц, в которых Кук предлагал размещение своим туристам.
Клиентами туристской фирмы «Томас Кук» в 1870 году уже стали более 1 млн. англичан и американцев. Именно Кук поставил на индустриальную (и монопольную) основу туры в Египет и круизы по Нилу, построил два отеля со спортивными площадками в Луксоре и в Асуане.
Он превратил захолустный Египет в популярную туристскую дестинацию, научил местное население английскому языку и туристским услугам и дал тысячам новых специалистов высокооплачиваемую работу и обеспечил мощные вливания капитала в казну государства[3].
Туристское агентство Томаса Кука Thomas Cook & Son было активным организатором поездок в Италию. Далее Кук первым подготовил и осуществил кругосветное туристское путешествие и предложил его всем желающим и поставил тур-кругосветку на индустриальную основу.
Компания «Томас Кук» существенно расширила ареал деятельности, став крупным финансовым институтом, она стала выпускать дорожные чеки travellers cheque для путешественников. Это по существу изобретение века — безопасные деньги[4].
Сегодня компания «Томас Кук» владеет 12000-ми туристскими агентствами во всех странах мира и обслуживает более 20 млн. туристов. С Россией у «Томаса Кука» отношения сложные. К сожалению, ни «Томас Кук», ни «Американ Экспресс» интенсивной туристкой деятельности на территории России не осуществляют и до наших дней[5].
Туризм – массовое явление и феномен XX века. Туризм как массовое явление получил начало развития в силу политико-экономической ситуации в развитом обществе в середине XIX в. люди, в большинстве своем – трудящиеся по найму, повсеместно получили законное право на ежегодный оплачиваемый отпуск для отдыха, ставший катализатором развития туризма. Длительный период катаклизмов двух мировых войн и передела мира затормозил развитие туризма, однако в период после Второй мировой войны значительная часть человечества живет спокойно. Люди, в большинстве своем, обустроились, в отдельных странах стали жить в достатке, позволяющем без особого напряжения выделять из своего бюджета (или получать дотационные) определенные средства на отдых и краткосрочные путешествия в целях отдыха[6].
Развитые транспортные средства, открывшие эру трансконтинентальных полетов на воздушных судах, предоставили им вполне доступную возможность посещения практически любых уголков мира. Значительная часть цивилизованного общества приняла концепцию туризма и законы, способствующие его развитию.
Так, российский классик туризма Михаил Михайлович Маринин и Дж. Блейле предлагают вполне понятную формулу развития общества в Европе, способствующую интенсивному развитию туризма в послевоенные годы. В ходе экономического возрождения после Второй мировой войны европейцы пережили сначала волну «Вдоволь поесть», затем — «Нормально одеться», потом — «Построить свой дом и купить автомобиль» и, наконец, — «Туристскую волну». За последнее десятилетие некий процент населения России быстро проходит эти этапы. Сюда следует добавить, что после 70-летнего жития в закрытом от внешнего мира советском обществе для многих россиян естествен не простой, а именно ажиотажный спрос на зарубежные туристские поездки. Даже не имеющий большого дохода человек будет стараться сэкономить на всем, лишь бы хоть в первый раз в своей жизни съездить за границу.
Значительная зависимость туризма от состоятельности (платежеспособного спроса) населения, ярко проявилась в России в период финансового кризиса осени 1998 года. Как только рубль утратил стабильность по отношению к доллару, а валютный курс резко изменился, цены на импортные товары и продовольствие по всей стране поднялись в три раза в течение буквально нескольких дней, многие тысячи представителей именно среднего класса утратили работу, платежеспособный спрос на туристские услуги резко упал. Туристские фирмы, ранее отправлявшие за рубеж до трёхсот туристов в неделю, стали обслуживать от трех до пяти человек в этот же срок.