Местный туризм является первоосновой регионального, национального и международного туризма. От наличия ресурсов местности решаются вопросы специализации и расширения всего туристического бизнеса. Например, исторические и культурные памятники в Хиве, Бухаре и Самарканде позволяют активно функционировать там культурно-познавательному, религиозному туризму, природные зоны в Джизакской области – ландшафтному туризму, объекты административного управления и деловой информации в Ташкенте – деловому и научному туризму. Отсутствие каких-то компонентов делает бессмысленным ту или иную форму вояжа. Например, на территории Аральского моря нет необходимости развивать паломничество – там слишком мало религиозных объектов, но здесь реально создать базу для автотуризма (езда по пескам на внедорожниках, авторалли.) Отсутствие соответствующей инфраструктуры не позволяет в Узбекистане развивать аэронавтический туризм (полёты на воздушных шарах, малая авиация.)
С другой стороны, даже если в республике будут открыты заведения универсального типа, например: казино, игровые автоматы, аттракционы, ночные клубы, то это не означает, что американцы вместо Лас-Вегаса переориентируются в Узбекистан. И здесь вопрос не только в создании необходимого имиджа «города-казино», но и в решении проблем с движением денежных средств, работой банков, служб инкассации, прохождения финансов через систему налогового и валютного контроля, таможне. Потребуется десятилетия упорного труда, чтобы в подобный город Узбекистан по линии увеселительного туризма прибывали путешественники. И хотя какой-то район вряд ли станет мировым центром «азартных игр», однако в рамках Среднеазиатского региона он может функционировать. С Ашхабаде уже действуют подобные заведения и возможно наша республика будет конкурировать с ними. Положительным примером может служить и Макао, на территории которого активно функционирует общество туризма и развлечений. В ведении этой организации игорные дома, бега, казино и ипподромы. Экономический эффект говорит сам за себя: делая ОТРМ в валовом внутреннем продукте – 40%.
Какие её компоненты необходимы для развития туристской сферы на местном уровне ?
Во первых, достопримечательности и формы организации досуга. Сюда включаются места для посещения и то, чем туристы могли бы заняться в время своего пребывания. По оценкам экспертов, для исторического туризма необходимо в день как минимум 10 крупных объектов (типа Регистан) для посещения. Для развития экологического туризма – до 5 километров ландшафтной площади; археологического – 1 объекта раскопок ( в том числе непосредственного участия в них); религиозного – 1-2 объектов поклонения. Например, в Бухаре и Самарканде имеются памятники истории, и функционирует сеть гостиниц от четырёх звёздочек (отели «Новая Бухара», «Афросиаб») до двух звёздочек («Самарканд», «Интурист», «Бухара»), которые могут обслуживать иностранных туристов. Хива также располагает значительным историко-культурным потенциалом, но инфраструктура туризма здесь развита слабо: гостиницы не соответствуют требуемому стандарту, нет сервиса услуг для туристов, не продуманы вопросы досуга. В Ташкенте же, наоборот, сконцентрированы значительные возможности обслуживания (четырёх звёздочные гостиницы «Шодлик-Палас», «Интер-континенталь» , «Ле Меридеан», «Узбекистан», «Шератон» и двух звёздочная «Саёхат», однозвёздочная «Чорсу»), но мало интересных объектов; урбанизация здесь свела на нет исторический туризм. А что касается «Аквапарка», зоопарк , то зарубежных туристов этим не удивишь.
В Ташкенте больше объектов развлечения, чем скажем, в Бухаре и Самарканде. Согласно опросам, проведённых летом 2002 года среди японских и итальянских туристов, 74% из них выразили неудовольствие отсутствием развлекательных заведений в древних городах и невозможностью провести интересно ночное время. Таким образом, отсутствие одного компонента иногда не позволяет подключать к системе другой компонент, и в итоге страдает местный туризм.
Второй компонент – инфраструктура приема и услуги. Здесь особо надо выделить состояние гостиничной базы в Узбекистане.
По оценкам ВТО, около 70% путешественников относятся к классу небогатых людей, и поэтому почти 65% основного потока туристов, составляющих средний класс и ниже, могут размещаться в трёх звёздочных гостиницах (так называемый туристский класс). Около 20-25% - это туристы высшего класса, и поэтому они обычно занимают гостиницы в «четыре звезды».А «пять звезд» требуют представители элитарного и бизнес-туризма, составляющие 10-15% общего потока.
Таким образом, при расширении сети гостиничного хозяйства необходимо учитывать такое распределение туристов. Между тем, в настоящее время в Узбекистане иностранные туристы в основном располагаются в дорогостоящих гостиницах («четыре звезды»), что уменьшает интерес со стороны небогатых туристов. Поэтому в нашей стране при развитии собственной гостиничной инфраструктуры целесообразно было бы использовать мировой опыт. И первые шаги уже делаются. В настоящее время частный сектор предланает небольшие комфортабельные отели (на 10-20 человек) для иностранных туристов. В Ташкенте это, например, гостиницы «Орзу», в Бухаре – частные дома «Саша и Лена», «Ориент», «Сиявуш», в Хорезме – «Арканчи» и др., которые имеют соответствующие лицензии НК «Узбектурнзм». Кстати, согласно социологическим опросам, проведённым в начале 2003 года среди туристов из Франции, Германии и Великобритании, 76% респондентов заявили, что предпочитают останавливаться именно в таких малых частных заведениях.