33,6 млн. населения страны составляют женщины и 34,2 млн. - мужчины. Турция - страна с молодым населением. Динамика распределения населения по основным возрастным группам отражена в таблице 3.
Демографические показатели | 1997 | 2000 | 2005 |
Возрастная группа до 14 лет | 31.7 | 30.0 | 28.4 |
Возрастная группа от 15 до 64 лет | 63.1 | 64.4 | 65.7 |
Возрастная группа от 65 лет и старше | 5.1 | 5.6 | 5.9 |
Табл. 3. Распределение населения по основным возрастным группам (%)
Основное население страны - турки (около 90 %). В стране еще проживают свыше 25 национальных меньшинств: курды, арабы, греки, черкесы, армяне, евреи, грузины, лазы и т.д.
Образование, которое осуществляется в Турции под государственным надзором и контролем, является одной из главных задач государства. Систему национального образования формируют два основных направления - основное и вспомогательное образование, которые позволяют удовлетворить потребности в обучении отдельными лицами.
Уровень грамотности среди населения страны составляет 82,3%.
Уровень образования |
Количество школ |
Число учащихся |
Число преподавателей |
Дошкол. образование | 16.06 | 434.771 | 22.030 |
Начальное образование | 35.580 | 10.298.646 | 399.002 |
Среднее образование | 6.861 | 3.039.449 | 167.949 |
Высшее образование | 79 | 2.073.428 | 79.555 |
Основное образование | 58.536 | 15.846.294 | 668.536 |
Вспомогат. образование | 1.956 | 1.607.803 | 11.900 |
Итого | 60.42 | 17.454.097 | 680.436 |
Табл. 4. Данные о положении в системе образования /2004-2005/ тыс. чел.
По данным на 2004 г., общая численность работающих в Турции оценивается на уровне 21 млн. 791 тыс. человек. Если разделить сферу занятости в 2004 г. на три главных сектора, то на долю сельского хозяйства приходится 34% от общего числа занятых, на промышленность - 18,3% и сферу услуг - 47,7%.
Общая численность безработных в Турции в 2004 г. составила 2.498.000 чел. Процент безработицы в стране предполагался на уровне 10,3. В городах уровень безработицы составляет 13,6%, а в сельской местности 5,9%. Процент безработицы среди молодежи составляет 19,7. [14]
Значительная доля рынка труда Турции относится, прежде всего, к туристическому бизнесу. Наиболее популярные вакансии – работники отелей (горничные, сотрудники отдела приема и регистрации, технический персонал и т.д.), ресторанов (официант, повар, бармен и т.д.), гиды-переводчики и продавцы (как правило, изделий из кожи, сувениров или фруктов). Посторонним сложно устроиться на такую работу, так как в большинстве случаев работодатель предпочитает брать «своих» людей. Чаще всего здесь действует система рекомендаций, при которой сотрудники, работающие на данный момент в фирме, приводят своих друзей или знакомых.