Туристское предприятие действует в постоянно меняющихся условиях, связанных с многообразием отношений, складывающихся внутри него, а также с другими экономическими субъектами. Совокупность этих отношений и составляет понятие среды маркетинга. Она во многом определяет характер деятельности фирмы и должна в обязательном порядке детально рассматриваться в процессе проведения маркетинговых исследований [1. с.19].
В общей маркетинговой среде выделяют две части.
Внутренняя среда (микросреда) маркетинга – это та часть маркетинговой среды, которая находится внутри предприятия и контролируется им. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность фирме функционировать, а также существовать и выживать в определенном промежутке времени.
Внешней средой является та окружающая среда, на которую фирма выходит со своими маркетинговыми мероприятиями. Различают микровнешнюю и макровнешнюю среды.
Микровнешняя среда включает совокупность субъектов и факторов рыночных отношений, непосредственно воздействующих на возможности предприятия обслуживать своих клиентов, работать с партнерами, поставщиками и конкурентами.
В состав внешней микросреды входят:
— поставщики;
— контрактные аудитории;
— конкуренты;
— посредники и продавцы;
— покупатели и потребители.
Под макровнешней средой понимают совокупность общественных и природных факторов, воздействующих на все субъекты внешней микросреды.
Составляющими внешней макросреды является окружение:
— политическое;
— экономическое;
— социальное;
— демографическое;
— правовое;
— природное;
— технологическое;
— культурное [5, с. 60-61].
Внутреннюю и внешнюю среду маркетинга часто объединяют в единое понятие микросреды. Так Ф. Котлер считал, что микросреда включает силы, имеющие непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, то есть сюда относились сама фирма, ее поставщики, маркетинговые посредники, клиенты, конкуренты и контрактные аудитории. Под макросредой он подразумевал силы более широкого социального плана, оказывающие влияние на микросреду, такие как факторы демографические, экономические, природные, научно-технические, политические и культурные [2, с. 52].
Некоторые маркетологи относят к микровнешней среде и само предприятие, рассматривая отдельные его подразделения как внешние по отношению к службе маркетинга.