Как указано выше, туроператоры предлагают широкий спектр направлений, дополнительных услуг и ориентируются на широкий круг потребителей. Потребитель имеет возможность выбора тура исходя из своих финансовых возможностей. Ценовые предложения некоторых фирм представлены в приложениях 5, 6.
Существует ряд особенностей ценообразования в туризме.
- Турфирмы сами не производят туристские услуги. Они выступают посредниками между производителями и потребителями услуг. Следовательно, турфирмы не могут влиять на условия производства услуг и в своей ценовой политике всецело зависят от цен и тарифов, получаемых от поставщиков этих услуг.
- Разрыв во времени между моментом установления цены, купли-продажи и потребления продукта.
- Высокая степень влияния конкурентов
- Сезонная дифференциация
- Высокий уровень ориентации на психологические особенности потребителя, т.к. цена тура может быть связана со статусом клиента.
- Цены на продукт ориентированы не на среднего потребителя, а на типовые группы.
- Цена одной путевки зависит от вида тура (групповой или индивидуальный). Чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека.
К основным факторам, влияющим на цены на туруслуги, относятся:
1) Внешние факторы:
- соотношение спроса и предложения
- уровень и динамика конкурирующих цен
- государственное регулирование рынка
- политическая ситуация в стране
- потребители, их платежеспособность, интересы, привычки, вкусы
2) Внутренние факторы или цели ценообразования:
- выживание – используется, когда доходность бизнеса резко падает. В этом случае организация пытается сдержать спад, сокращая цены.
- максимизация текущей прибыли – предполагает проведение анализа спроса и затрат при розничных ценах. Выбирается тот уровень цен, который дает максимально высокую прибыль.
- лидирующее положение на рынке способствует наращиванию рыночной доли. В этом случае цены устанавливаются настолько низкие, насколько это возможно. Низкая цена создает спрос, но как только спрос значительно увеличивается, ориентация фирмы на низкие цены и низкие доходы сменяется на политику высоких цен и высоких доходов.
- достижение наиболее высокого качества обслуживания – для этого требуется высококвалифицированный персонал. Компании, лидирующие в качестве, могут запрашивать высокие цены за свой турпродукт, но они должны вкладывать капитал в поддержание его высокого качества.
- Покрытие будущих затрат (реклама, персональные продажи, стимулирование сбыта и т.д.)
- Издержки на производство, распределение и продвижение своего турпродукта.
Механизм ценообразования
Существует три метода ценообразования: затратный метод, методс ориентацией на уровень конкурентов, метод с ориентацией на спрос.
1) Затратный метод. Построен на калькулировании полной себестоимости турпродукта. Данный метод используется теми фирмами, которые в первую очередь стремятся получить прибыль от инвестиций.
2) С ориентацией на уровень конкурентов. Метод достаточно характерный для туристских организаций. При нем цены устанавливаются выше, ниже или на уровне рыночных, в зависимости от требовательности клиентов, реального сервиса, реальной или предполагаемой реакции конкурентов. Его отличительная особенность – отсутствие постоянной зависимости между ценами и затратами.
3) С ориентацией на спрос – метод, основанный на изучении желаний потребителей и установлении цен, приемлемых для целевого рынка. Он применяется в случае, если цена является решающим фактором в приобретении продукта клиентами. При этом выявляется потолок цен – максимальная сумма, которую потребитель будет готов уплатить за данную услугу.
При разработке ценовой стратегии турфирмы используют три перечисленных метода во взаимосвязи, т.к. ориентация только на один из них не способствует проведению гибкой ценовой стратегии и может привести к косвенным или прямым убыткам.