К женским монастырям также в Московской епархии относятся: Зачатьевский ставропигиальный монастырь (Москва), Покровский ставропигиальный монастырь (Москва), Александровский монастырь (Московская обл.) и многие другие.
Что касается возраста монастыря в контексте исторической эпохи, то, с одной стороны, многие из ныне действующих монастырей были основаны до октября 1917 г. Большинство из них были закрыты в годы советской власти. Значительная часть была возрождена в последние 10—15 лет. С другой стороны, в наши дни создаются новые монастыри. Например, в Свердловской обл., в урочище Межная в 1995 г. был основан мужской монастырь. Сейчас он строится. В центре города Иваново в 1991 г. основан Ивановский Свято-Введенский женский монастырь на базе существовавшего Введенского храма. В соответствии с данными справочника, в России находится 313 монастырей и 26 пустыней РПЦ.[20]
В России имеется восемь мест упокоения святых угодников, являющихся наиболее известными и посещаемыми.
1 Серафимо-Дивеевский монастырь (прп. Серафим Саровский), Нижегородская область.
9.Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (игумен Александр) Лодейнопольского района Ленинградской области.
10.Задонский Богородицкий монастырь (свт. Тихон Задонский), Задонск, Липецкая область.
11.Часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская), Смоленское кладбище Санкт-Петербурга.
12.Троице-Сергиева лавра (прп. Сергий Радонежский), Сергиев Посад, Московская область.
13.Оптина пустынь (прп. Амвросий Оптинский), Козельск, Калужская обл.
14.Покровский кафедральный собор (свт. Митрофан), Воронеж.
15.Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадтский), Санкт-Петербург [21]
Перед специалистами, изучающими вопросы религиозной жизни, в том числе проблемы религиозного туризма, возникает вопрос о принципах классификации существующих объектов РПЦ, в первую очередь монастырей и храмов. В зависимости от признаков классификации одни и те же объекты могут оказаться в разных, даже противоположных группах. Однако различные классификации культовых объектов как центров привлечения туристов-экскурсантов и паломников помогут сотрудникам турфирм в создании и продвижении своего продукта. Можно предложить следующие классификации монастырей РПЦ: 1) по страновой принадлежности; 2) по удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности; 3) по составу несущих монашеские обеты; 4) по возрасту монастыря в контексте исторической эпохи.
Можно выделить ряд особенностей приема, размещения паломников и их обязанностей перед монастырем.
1. Монастыри, принимающие паломников по предварительной договоренности или благословению настоятеля. В Троице-Сергиевой лавре паломникам необходимо иметь при себе паспорт, и они могут прибыть в монастырь по предварительной договоренности с паломническим центром. В Соловецком монастыре за благословением на проживание следует обратиться к наместнику или благочинному монастыря. Приезжающим следует иметь при себе паспорт. О приезде больших групп паломников следует договориться заблаговременно. В Валаамском монастыре паломников принимают только по благословению игумена и только через собственную паломническую службу. Свято-Иоанновский ставропигиалъный женский монастырь (Санкт-Петербург) предлагает паломникам заблаговременно договориться о проживании в обители. Мужской монастырь Свято-Николо-Тихонова пустынь принимает паломников в ограниченном количестве.
2.Монастыри: а) принимающие паломников на ограниченный срок; б) специально не обговаривающие сроки пребывания. Пафнугиев-Боровский монастырь, мужской монастырь Калужская Свято-Успенская Тихонова Пустынь (Калужская обл.) принимают паломников на срок до семи дней, Троице-Сергиева лавра — на сутки. Свято-Екатерининский мужской монастырь (Московская обл.) принимает однодневные паломнические группы. Им проводится экскурсия и предоставляется монастырская трапеза. В Рождество-Богородицкий Южно-Уссурийский женский монастырь (Приморский край) приезжают группы паломников, живущих на территории приморской епархии. Часто паломники остаются в монастыре на длительный срок.