Здесь возникает достаточно сложный вопрос, как отделить верующего паломника от любопытствующего туриста. Во-первых, причастность к религии — дело совести и убеждений личности и не удостоверяется никаким документом. Во-вторых, глубина верования также ничем не измеряется. Таким образом, мера участия в религиозной жизни не свидетельствует о глубине верования. Однако формальности существуют. В мусульманстве обязательно соблюдение ежедневных молитв и участие в коллективном пятничном намазе. Формально верующий, пропустивший без уважительных причин три раза пятничный намаз, считается покинувшим ислам.
По установившейся практике религиозные организации составляют и заверяют должным образом соответствующие списки паломников, например при организации паломничества по случаю 2000-летия на св. Землю для оформления виз в Израиль, Санкт-Петербурская православная епархия направляла список паломников с надлежащими реквизитами. Если вернуться в XVIII в., то можно встретить практику выдачи паломникам специального паспорта паломника, который давал право посещения св. Земли. Одним из важных условий было наличие у просителя 100 руб. на дорожные расходы. Исходя из этих положений религиозные общины должны сами принять решение формализации процесса идентификации лиц, причастных к паломничеству. Это, несомненно, внутриконфессионное решение, религиозные формы и требования к паломникам достаточно жесткие. Поскольку все религиозные общины прямо или опосредовано финансируют паломничество, добиваются соответствующих скидок в цене на услуги для паломников, то они и должны контролировать состав паломничествующих. Любая конфессия заинтересована в пропаганде своих верований и привлечении новых сторонников. Посещение св. мест в познавательных целях при правильной организации дает определенный доход в пользу религиозной организации или общины по принадлежности. Для этих целей могут образовываться особые паломнические службы и предприятия на общих основаниях.
Религиозные общины при надлежащей регистрации имеют право на внешнеэкономическую деятельность и, следовательно, могут быть аккредитованы при консульствах.
Сегодня религиозный туризм развивается на двух уровнях: турфирм, которые наряду со "светскими" поездками организуют и паломнические - например, турагентство "Престиж Тур" (при ВАО "Интурист"). Правда, число последних сильно сократил августовский кризис: с "паломнического" рынка исчезли такие фирмы, как "Святоросс", "ЭЗА-тур" и др.), паломнические службы при крупных религиозных и светских организациях ("Радонеж" - Московская Патриархия, "Паломник" - Международный фонд единства православных народов), а также паломнические службы, которые существуют при многих храмах.
По географическому признаку паломнические поездки можно подразделить на три направления: монастыри и святыни России, ближнего зарубежья (главным образом, Украины и Крыма) и дальнего зарубежья (святыни Болгарии, Греции - в первую очередь, горы Афон, Италии - мощи Николая Мир Ликийского, Израиля)
Паломнические поездки по России также можно условно разбить на однодневные, 2-3-дневные и длительные. "Ближние", например, для Москвы - это монастыри города, места, связанные с пребыванием царской семьи, а также монастыри Подмосковья (Троице-Сергиева лавра, Иосифо-Волоцкий монастырь, Высоцкий монастырь в Серпухове, Давидова пустынь и др.). Стоимость таких поездок обычно колеблется от 50 до 100 руб. (у храмовых паломнических служб) до 150 руб.