В быстро растущем движении Золотой Век происходят постоянные перемены и усовершенствования в работе. Изменения касаются и вопросов организации поездок. На начало 2003 г. существовала следующая схема. После того как в России и странах СНГ люди прошли семинары первой, второй и третьей ступеней, они имеют возможность отправиться в поездку в Индию в Золотой Город.
Поездки организуются следующим образом. За 2 — 3 месяца до предполагаемой поездки уже известны сроки прибытия групп российских туристов в Золотой Город и отбытия. Организаторы поездки собирают информацию обо всех желающих и формируют группы. Через посредничество турфирм бронируются и выкупаются авиабилеты от Москвы до Дели и обратно, а также железнодорожные билеты от Дели до Ченнаи (Мадраса) и обратно. Обычно пользуются услугами авиакомпаний среднеазиатских республик СНГ «Туркменские авиалинии», «Узбекские авиалинии». Билеты этих авиакомпаний дешевле, чем «Аэрофлота» и «Air India». Поездки групп туристов из России и стран СНГ могут быть комбинированными, когда наряду с духовно-паломнической составляющей имеются экскурсионная составляющая (посещение Дели, Агры с ее знаменитым Тадж-Махалом, Джайпура) и (или) пляжный отдых на Индийском океане (в районе Махабалипурама, недалеко от Ченнаи). Ряд последователей Бхагавана до или после посещения Золотого Города совершают поездки в храмовые города юга Индии, например Махабалипурам, Канчипурам, Чидамбарам и другие, посещают Ауровиль. Для поездок в Золотой Город заказывается автотранспорт (миниавтобусы, джипы и т.д)
Религиозный тур, в отличие от познавательного, обязывает участвовать в богослужениях, разделять монастырскую трапезу. Он предполагает не всегда комфортный ночлег и помощь монахам в хозяйственных работах. Возможно и индивидуальное посещение монастыря, однако, в большинстве случаев, необходимо заранее получить разрешение настоятеля. Сейчас это можно сделать, списавшись по электронной почте.
Туристские фирмы при организации подобных программ нередко пытаются сотрудничать с церковью. К сожалению, по словам иерея Михаила, настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы, не всегда удачно, поскольку «подготовкой таких поездок занимаются не только обретшие веру бывшие работники турфирм, но и те, кто просто хочет на этом заработать»[14]. Туризм явно не успевает за развитием религиозности в стране. А неуважительное отношение к соблюдению канонических законов, незнание церковного календаря и правил поведения в храме или монастыре по-прежнему приводят к конфликтам и взаимному недовольству между служителями церкви и сотрудниками светских турфирм. Фирмы, предлагающие паломнические программы, чаще всего делают обычные турпоездки. На вопрос о количестве компаний, которые продают сегодня такие туры, затрудняются ответить даже профессионалы. Самостоятельной организацией путешествий занимаются также специальные службы при храмах и монастырях.
Стремительному развитию паломнического туризма в нашей стране способствует наличие множества православных святынь, низкая стоимость таких программ и, разумеется, потребность современного человека в духовной поддержке. Возрождаемая традиция паломничества к туризму как таковому имеет достаточно косвенное отношение. Скорее, возникший спрос породил предложение. Большинство туркомпаний реализует некий аттракцион под названием паломнический туризм. Службы при храмах, напротив, стараются сделать поездки как можно более дешевыми, доступными для пожилых и малообеспеченных верующих. Деятельность этих служб правильнее назвать миссионерской, так как группа паломников оказывает посильную помощь посещаемому храму или монастырю – привозит в глубинку православную литературу, помогает в реконструкции храмов и благоустройстве территории. На вопрос, есть ли проблемы, например, с принимающей стороной (конкуренция и прочее) сотрудники удивленно улыбаются. К тому, что не сумели набрать иной раз положенное число в группе, относятся философски: значит, Богу не было угодно. На рекламные кампании денег не изыскивают. Большинство паломников – люди пожилого и среднего возраста. Реже – молодежь и дети