Корни норвежской культуры восходят к эпохе викингов, средневековой "эпохе величия" и сагам. Хотя обычно норвежские мастера культуры испытывали влияние западноевропейского искусства и впитали многие его стили и сюжеты, тем не менее, в их творчестве отражалась специфика родной страны. Бедность, борьба за независимость, восхищение природой - все эти мотивы проявляются в норвежской музыке, литературе и живописи (в том числе декоративной).
Около 900 годов Исландию заселили норвежцы. Там развилась особая литературная среда, которая в дальнейшем имела огромное значение и для Норвегии. Для исландцев характерно появившийся у них интерес к литературному творчеству и описанию исторических событий. Они становились скальдами в дружинах норвежских королей, о которых им поручалось писать саги. Самая известная из caг - "Круг земной", замечательное сочинение исландца Снорре Стурласона, посвященное истории норвежского государства и написанное примерно в 1240 г. Через несколько веков это произведение будет играть большую роль в деле становления норвежского национального самосознания. Самым важным чисто норвежским литературным произведением эпохи средневековья считается "Королевское зерцало", относящееся к середине XIII века, и представлявшее собой учебник придворного этикета. Очевидно, оно было создано в придворной среде короля Хакона Хаконсона, правившего в 1217-1263 гг. При его дворе на древненорвежский язык переводилось много французской эпической поэзии. Похоже, что во времена позднего средневековья Норвегия была важными северными воротами для эпико-лирических баллад, идущих с континента. Остатки этой поэзии хранились в устной традиции, пока не были записаны в 1840-50-х годах.
Норвежская музыка всегда тяготела к древним временам - даже больше, чем литература. В народных мелодиях и сейчас черпают вдохновение многие композиторы.
Норвежская народная музыка (как вокальная, так и инструментальная) обычно исполняется соло. Основными инструментами являются скрипка и хардингфеле. Последний инструмент – хардингфеле- считается норвежским национальным музыкальным инструментом. Они часто украшены инкрустацией на грифе, корпус расписан узорами. Исследователи до сих пор не смогли выяснить, как появился у норвежцев этот инструмент. Некоторые считают, что он является модификацией обычной скрипки, другие связывают его со средневековыми струнными инструментами. К норвежским народным инструментами относятся также мунхарп, или варган, различные флейты, козий рог, деревянный рожок и ланглейк. Некоторые из них имеют очень древнее происхождение. Музыка, которая исполняется на народных инструментах, богата и разнообразна. Различаются как собственно норвежские танцевальные мелодии (спрингар, гангар, халлинг), так и более поздние танцы, пришедшие в страну из Центральной Европы (вальс, полька, рейнлендер). Использование нижних струн хардингфеле в сочетании с большим количеством нестандартных интервальных отношений придает норвежской народной музыке исключительное тональное своеобразие. Она стала источником вдохновения для многих композиторов, включая знаменитого Эдварда Грига.
Норвежские народные танцы. Есть свидетельство, относящееся ко времени между 500-1000 гг. до н. э., это наскальные изображения, где изображены танцующие фигуры, которые напоминают своими позами об определённых формах норвежского танца - танце в присядку.
Норвежские деревенские танцы (цепочный танец). Эпические народные песни и баллады являлись источником и свидетельством его развития, т. к. в них вскользь упоминалось о средневековом цепочном танце. До сих пор остаётся неизвестным то, была ли эта форма рождена в Норвегии или же, была завезена из других стран. Важнейшая черта танца в том, что все танцующие держались за руки и, образуя цепь, продвигались подпрыгивающим шагом или просто шагом, который мог сопровождаться определёнными движениями рук, ног, головы в такт музыки. Танец исполнялся под музыку или под балладу. Тесная взаимосвязь между танцем и балладой наблюдалась в основном на северных островах Норвегии. Эта связь стала традицией и сохраняется, и по сей день.