Восстановление первоначального облика памятников помогает уточнить их место в истории деревянной скульптуры. От этого зависит и современное построение экспозиции. Пермская деревянная скульптура была показана зрителям уже в двадцатые годы. Первые экспозиции имели комплексный характер: наряду со скульптурой они включали произведения орнаментального и лицевого шитья, ткачества, чеканки, резьбы по кости и дереву. Экспозиции были, как правило, многоярусными, предельно загруженными и полностью зависели от архитектурных особенностей помещения: фланкировали, арку, замыкали дверные проемы, расставлялись по карнизу. Группы скульптур устроители создавали иногда произвольно. Так же произвольно разъединяли первоначальные композиции.
Существующая экспозиция деревянной скульптуры показывает хронологически ряд произведений, составляющих одну четвертую, но лучшую часть всей коллекции. Последовательность экспонатов отражает и развитие стилей. Довольно полное понятие дает экспозиция о скульптуре барокко в самых разных ее проявлениях — от близких следований стилю до народных интерпретаций. Особое внимание уделено в экспозиции произведениям реалистического характера: центральное местоположение занимают фигуры Христа в темнице, распятия из Усолья, Пашии.
Одноярусное построение, редкая расстановка, индивидуальные фоны и постаменты организуют экспозиционное пространство таким образом, что памятники не мешают друг другу. Но они не выстраиваются и в скучный ритмический ряд, так как зал представляет собой почти квадратное помещение, раскрытое в сторону иконостаса и рассеченное лестничным проемом по центру. Такая архитектурная особенность позволила ряд скульптур, требующих многоаспектного восприятия, расставить в центральном пространстве. Завидная высота помещения устраняет зависимость экспозиции от архитектурных членений и в то же время создает необходимую для скульптуры вольность пространства.
Собственная микросреда, какой обладает каждый из экспонатов, позволяет глубже ощутить художественные достоинства и образный характер скульптур, целостность здания помогает осознать общность произведений, почувствовать все своеобразие и обаяние искреннего, вдохновенного и совершенного по формам искусства пермских художников.
Пермская деревянная скульптура была представлена на многих выставках, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Она побывала во Франции (Париж) и Японии (Осака). В залах галереи в 1985 году прошла первая большая выставка из фондов коллекции, которая послужила своеобразным фоном для научно-практической конференции с участием музеев Уральской зоны. Здесь были подведены итоги многолетней работы по сбору, хранению, исследованию и пропаганде памятников древней народной скульптуры.
Сотрудники галереи по-прежнему ежегодно выезжают в экспедиции по районам области, ведут беседы с местными жителями, пополняют с их помощью коллекцию. В последнее время не один десяток произведений предложили галерее коллекционеры и дарители.
Первостепенное внимание галерея уделяет пропаганде произведений деревянной скульптуры. Каждый год по залам галереи проходит около двухсот тысяч зрителей — многие из них специально приезжают в Пермь, чтобы увидеть деревянную скульптуру, хорошо известную в стране. Искусствоведы проводят для них экскурсии, читают лекции, дают обширные консультации по отдельным произведениям и проблемам.
Творчество прикамских ваятелей, их вечно живое искусство будит воображение и современных художников, пытающихся осмыслить и воплотить в своих произведениях пластическую гармонию пермской скульптуры, ее высокую одухотворенность и реализм.
В коллекции Пермской художественной галереи хранится около 370 памятников деревянной скульптуры ХVIII-ХIХ веков. Большая их часть собрана экспедициями А.К.Сыропятова и Н.Н.Серебренникова в 1920-40-е годы на севере пермской области. Наибольшее количество скульптур привезено с территории Верхнекамья, в южной части Пермского края найдены лишь отдельные памятники. Это обстоятельство связано, видимо, с более ранним освоением Севера русскими поселенцами, с более ранним укоренением христианства.
В первом тысячелетии местные «чудские» племена создали удивительное искусство медного литья – пермский звериный стиль. На небольших рельефных пластинках изображены фигуры священных животных: медведя, лося, коня. В сравнении с золотыми скифскими бляхами, они просты и суровы. Ни изящества поз, ни гибкости линий, но огромная сила, невиданная мощь заключалась в этих лаконичных, как бы спрессованных форм, организованных по принципу жесткой симметрии. Нередко на украшениях встречались изображения человекоподобных существ. Очевидно, в это же время появились и деревянные идолы, изображающие местных богов.
С ХIV века к местным финно-угорским племенам приходят большие массы русских переселенцев. Они сразу обращают внимание на своеобразие местной культуры. Христианские проповедники записывают: «Боги суть… болваны истуканные, изваянные, издолбленные, вырезом вырезанные…». Христианство воспринималось местными народами трудно и, конечно, наивно. К новым ликам Христа относились вполне по-язычески - изображение считалось самим божеством. «Примитивный человек видел здесь божество во плоти, — справедливо пишет А.И.Леонов. — Он не знал разницы между божеством и его изваянием. Изваянное божество, да еще раскрашенное, а иногда и одетое в ризы, покоряло своей ощутимой реальностью, воздействовало на чувства с неотразимой убедительностью и властью» (Леонов А. И. Деревянная скульптура.— В кн.: Русское декоративное искусство. T. 2. М., 1963. С. 99).