· Массаи.
Массаи никогда не были мирным народом. Они держали в страхе соседние племена и даже европейских колонизаторов. Это было многочисленное и воинственное племя, безраздельно владевшее восточноафриканской саванной. Массаи вели кочевой образ жизни: они кочевники-скотоводы. Главное богатство кочевого племени - это тощие африканские коровы. Кроме того, массаи держат овец, коз и ослов. Внешний вид людей этого племени вызывает восторг у туристов. Массаи держатся очень прямо, с большим достоинством, носят длинные одеяния из ярких, однотонных, красиво ниспадающих тканей. Гордые массаи считают себя избранным народом, которому всё дозволено. Их воины часто вторгались в соседние земли, грабили жителей, угоняли скот и похищали женщин.
Жизнь скотоводов-кочевников зависит от их стада, и весь образ жизни массаев полностью подчинён их основному занятию. Массаи питаются молоком, а мясо едят очень редко, только по особым случаям. В старину этот народ охотился на львов, но не ради мяса, а по обычаю предков - для доказательства отваги молодых воинов. Только в голодные времена они добывали себе в пищу мясо антилоп и диких буйволов. Племя массаев состоит из кланов, которыми правят старейшины, а воины каждого клана делятся на возрастные группы. Переход из одной группы в другую обставлен древними обрядами, и каждый человек племени обязательно проходит все ступени, вплоть до высшей группы - старейшин рода. Традиционная еда массаев - смесь молока и крови животных. Острым наконечником стрелы они пробивают шейную артерию бычка, выпускают некоторое количество крови. Чтобы животное не пало, рану залепляют навозом, и бычок, как правило, остаётся жив. По большим праздникам массаи едят баранину и козлятину, а быков забивают только с ритуальной целью. Рыбу, яйца, птицу и свинину массаи никогда не едят - это табу. Они не употребляют в пищу мясо диких животных, кроме антилоп, похожих на крупный рогатый скот. Сильная привязанность массаев к своей скотине выражается в их песнях и сказаниях. В языке этого племени существуют десятки слов, обозначающих масть коров и рисунок пятен на их шкуре. Суровые воины в часы отдыха слагают песни в честь своих любимых бычков, подобно средневековым менестрелям, воспевавшим прекрасных дам.
Когда для огромных стад требуются новые пастбища, массаи бросают свои хижины (бома) и уходят на другое место. На советах старейшин имеют право голоса не только старейшины рода, то и представители от мужчин каждой возрастной группы. После совершения обряда обрезания мальчики-подростки 14-18 лет переходят в группу моран. Эти юные воины раскрашивают тело охрой, заплетают свои длинные волосы в косы, искусно укладывают их на голове наподобие шлема и скрепляют глиной. Для подростков существует гораздо больше запретов, чем для полноправных воинов-массаев. Только через 12-15 лет, когда моран накопит достаточно скота для выкупа за невесту, он женится и переходит в категорию настоящих воинов. А еще через 15 лет он становится одним из старейшин, которым принадлежит власть в племени и право проклинать преступников.
Мальчики и девочки племени массаев носят в ушах подвески - чем больше, тем лучше, - и украшают себя бусами, гривнами, браслетами. Традиционный цвет одежды воинов - красный.
Девочки племени ведут очень свободную сексуальную жизнь, пока им не сделали обрезание и не выдали замуж. Любовь у них не имеет ничего общего с замужеством и семьей: брак это сделка, дети - собственность семьи. Для мужчины-массая не иметь жены - величайший позор, а чем больше у него жён, тем больше почёта. Каждая жена сама строит хижину и обустраивает её по своему вкусу. Жены часто бывают намного моложе своих мужей, а в некоторых кланах они имеют право даже после свадьбы заводить себе любовников из числа неженатых парней - хоть по три сразу. Наряд женщины, количество и вид украшений обозначают её социальный статус: которая по счёту жена, много ли скота у мужа и тому подобное.
Разукрашенные юные массаи с удовольствием позволяют туристам их фотографировать за деньги[44].