Обратите внимание на здание углубленное внутрь квартала, это палаты Макарова, чем-то так напоминающие Коробовские по сочетание красного и белого, по конструкции здания на подклете и по отдельным элементам декора. Но также имеется и ряд отличий: палаты Макарова возведены в 1728 году, подклет здесь превратился в полноценный жилой этаж, окна растесаны и утратили свой начальный облик, на втором этаже сохранились лишь надбровные дужки, кувшинообразные столбы стали обычными столбами, выполняющие свою роль. Красное крыльцо еще сохранилось. Палаты Макарова стоились до регулярной застройки города и поэтому они находятся в глубине квартала, а те дома, которые строились по регулярному плану должны стоять строго по красной линии улицы вытягивая ее в проспект. Ярким примером такой застройки является бывшая городская усадьба Золотаревых. Этот особняк является высшим образцом архитектуры в стиле классицизма. Я приглашаю вас осмотреть усадьбу.
Мы с вами находимся перед бывшей городской усадьбой, ныне это Краеведческий музей, это здание является гордостью нашего города. Перед нами главный, парадный фасад. Этот двухэтажный особняк с антресолями производит впечатление подлинно дворцового сооружения. Незначительно выступающий резолит, перекрытый фронтоном, подчеркивает среднюю часть главного фасада. Великолепно выполненные горельефы, изображают три сцены из древнегреческого эпоса «Спор богинь», «Суд Париса» и «Жертвоприношение», заполняют ниши над центральными окнами второго этажа. Ворота по обе стороны дома напоминают триумфальные арки: в овальных нишах - фигуры «Славы». Чрезвычайно эффектны оба крыльца с зонтами на кованых кронштейнах и громоздкими фонарями, установленными по обе стороны входов. Помимо самой усадьбы огромный интерес вызывает парадный дворик, как в архитектурном, так и в эстетическом плане. Сейчас мы пройдем туда, и я подробнее расскажу о нем. Обратите внимание на рельеф местности, его особенность такова, что он уходит под уклон к Березуевскому оврагу, о котором вы слышали ранее. Заметьте, что сама усадьба вынесена вперед, а позади нее расположен дворик. Это архитектурное решение было новым, ведь раньше дома строились в глубине двора, а парадный дворик выносили вперед, тут строили и флигели, и пилоны, и ограду. Посмотрите на усадьбу и заметьте, что, если смотреть со стороны дороги, то можно увидеть только два этажа, а здесь вы можете видеть три. Третий этаж не жилой, там низкие потолки. Справа и слева от вас были два флигеля, один из них не жилой, а второй был предназначен для каретного сарая. После того, как эта усадьба перешла в руки госпожи Кологривовой, то жилой флигель стал сдаваться в наем, а каретный сарай был переоборудован в жилое помещение, тоже арендуемое гражданами. Обязательной частью классицизма является двойная коллонада Дорического ордера, за ними когда-то до самой Оки тянулся регулярный парк, но он не сохранился, его территория сейчас полностью застроена. Обратите внимание, что, дворик выложен булыжником, а камень был привезен после разбора Ромодановской дороги. В настоящее время как я уже говорила, здесь располагается Государственный Краеведческий музей, в том числе на втором этаже есть помещение, посвященное деятельности наших первых архитекторов П. Р. Никитина и И. Д. Ясныгина. Никитин создал регулярный план застройки Калуги, который был утвержден Екатериной II. По этому плану в 1777 году начинается строительство Каменного моста, а чтобы мой рассказ был интереснее, я предлагаю вам подойти к мосту поближе.