В производстве цветных и легких металлов наиболее развиты алюминиевая промышленность, выплавка свинца, цинка и ртути, т.е. те отрасли, которые лучше всего обеспечены местными сырьевыми ресурсами.
Свинцово-цинковая промышленность перерабатывает привозные полиметаллические руды и местные, поступающие из месторождений на острове Сардиния и в Альпах. Выплавка цинка как более энергоемкое производство тяготеет к крупным тепловым электростанциям или к крупным ГЭС. Свинцовоплавильные заводы расположены вблизи сардинских месторождений полиметаллических руд.
В последние годы по экологическим причинам Италия почти не использует свои богатейшие месторождения киновари, и уступила Испании мировое первенство по производству ртути.
Одно из первых мест в мире Италия занимает по производству магния. Производство магния. Производство магния целиком сосредоточено на единственном заводе электролиза магния в Больцано.
Ведущая отрасль итальянской индустрии - машиностроения - дает 1/4 всей продукции обрабатывающей промышленности и занимает первое место по числу занятых (около 2 млн. чел). Оно в состоянии обеспечить почти все основные потребности страны в машинах.
Среди отраслей машиностроения особенно выделяется автомобилестроение. Италия один из крупнейших поставщиков автомобилей на мировой рынок. Основную продукцию отрасли составляют легковые автомобили. Ведущее положение в отрасли занимает концерн ФИАТ - самая мощная из частных фирм Италии и одна из крупнейших компаний мира. На заводах концерна, рассеянных по всей стране, выпускают не только легковые автомобили, но и грузовики, автобусы, двигатели различных типов, электровозы, трамваи, троллейбусы, тракторы и пр. Большинство предприятий ФИАТ расположено в Турине и его окрестностях. Появились автомобильные заводы ФИАТ и на Юге Италии - близ Неаполя и в Палермо.
Заводы остальных, менее значительных автомобильных фирм -"ФЕРРАРИ", "МАЗЕРАТИ", "ЛАНЧА" расположены на севере - в Милане, Турине, Больцано, Модене, а также близ Неаполя.
Италия - родина мотороллера. Итальянские мотороллеры и мотоциклы пользуются большим спросом у местного населения и известны во многих странах мира.
Географические условия и исторические причины объясняют традиционность для Италии судостроения. Около 90% всех судостроительных мощностей страны принадлежит компании "Италкантьери". На Адриатическом море важнейшие центры судостроения - Монфальконе, Триест, Венеция и Анкона, на Лигурийском море - Генуя, Специя, Ливорно, на юге судостроение развито в Неаполе, Таранто, Мессине, Палермо.
Немалых успехов добилась Италия в электротехнической промышленности, особенно в новой ее отрасли - производстве электронной техники. Самый мощный узел электротехнического производства - Милан. В последние годы строительство электротехнических предприятий сдвинулось на Юг, в районы Неаполя и Бари.
Развивается сельскохозяйственное машиностроение, в наибольшей мере тракторостроение.
На мировом рынке Италия известна и как производитель машин и оборудования для переработки пластмасс и для резиновой промышленности. Международную специализацию Италии составляет также производство оборудования для текстильной, обувной, пищевой и полиграфической промышленности.
В целом машиностроительные предприятия сосредоточенны на индустриальном Севере.
Итальянская химическая промышленность работает в основном на импортном сырье (главным образом это нефть, природный газ, фосфориты, сера, целлюлоза), но и частично использует и собственные запасы химического сырья, прежде всего природного газа, пиритов, калийных солей и серы.