История становления экскурсионной деятельности насчитывает немногим более ста лет. Экскурсия прошла свой путь развития.
Путь развития экскурсии шёл по линии изменения её сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей общеобразовательные, практические и познавательные цели. Это связано с зарождением экскурсии как одного из методов обучения в учебных заведениях.
Затем перед ней стали научные задачи, такие как выявление экспонатов для музеев, изучение географических, ботанических, зоологических, этнических особенностей данных местностей.
Стремление улучшить воспитательную работу, сделать её более эффективной превратили экскурсию в одну из форм обучения, широко применявшуюся в учебных заведениях России.
Постепенно экскурсия превратилась в один из видов культурно-просветительской работы, формируя нравственные качества и культуру человека.
В настоящее время экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и др.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода.