Для изучения развития международного туризма и его воздействие на мировую экономику необходимо рассмотреть отдельные регионы мира. ВТООН, выделяет пять основных регионов мира: Америка, Африка, Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближний Восток, Европа.
Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится около 60% мирового туристического рынка и около 50% валютных поступлений. Свыше 18% мирового туристического рынка и 20% валютных поступлений приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, менее 17% рынка и 24% валютных поступлений - на Америку, и около 8% рынка и 5% валютных поступлений на Африку и Ближний Восток вместе взятых.
В классификации ВТООН выделяются страны, являющиеся в первую очередь поставщиками туристов (США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия), и страны, являющиеся в первую очередь принимающими (Австралия, Италия, Швейцария, Франция, Кипр, Греция, Мексика, Португалия, Испания, Турция).
Франция и Испания лидируют по международным туристским прибытиям, составляя вместе более 18% всех международных прибытий. США занимает третье место. Несмотря на то, что Китай занимает пятое место в рейтинге, он подтверждает важность данной отрасли, с ежегодным приростом в 5-6 %. По доходам от международного туризма лидируют США, для которых этот показатель составляет 67 млрд.долларов, несмотря на спад в 2001- 2004 гг. Доходы Испании, Франции и Италии колеблются от 34 до 27 млрд.долларов.
С 60-x годов ХХ века международный туризм начал бурно развиваться. В это время феномен туризма приобретает широкий размах. (Таблица 4).
Таблица 4. Динамика числа прибытий туристов и поступлений от туризма во всем мире за 1960-2002гг.
Число прибытий, млн. человек |
Изменения, % |
Поступления, млрд. долл. |
Изменения, % | |
1960 |
69,2 |
- |
6,86 |
- |
1970 |
159,6 |
130,4 |
17,9 |
163,2 |
1980 |
284,8 |
78,3 |
102,3 |
471,9 |
1990 |
459,2 |
61,2 |
264,7 |
158,5 |
2000 |
687,3 |
49,6 |
473,4 |
78,8 |
Таким образом, число прибытий с 1960 по 2000 увеличилось почти в 10 раз (Д1).
Диаграмма 1
Доходы стран от продажи услуг туризма выросли в этот период более чем в 69 раз, с 6,8 млрд. долл. до 473,4 млрд. долл. (Д 2).
Диаграмма 2
В общем числе туристических поездок в мире 60% составляют поездки в связи с отдыхом, 30% - деловые поездки.
В туризме обмен подобными продуктами также существует, например, в секторе культурного туризма. Как правило, происходят обмены традиционными видами туризма. Например, жители северных стран Европы в основном проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители южных теплых стран отдают предпочтение отдыху на горнолыжных курортах.
Европа прочно удерживает первое место среди других регионов мира по числу принятых иностранных туристов. В 2002 году международные туристские прибытия составили 400 миллионов человек. Доходы от международного туризма возросли до 240 миллиардов долларов, что составляет цифру в 600 долларов за одно туристическое прибытие. (Таблица 5) Снижение доли европейского рынка в международном туризме происходит на фоне увеличения прибытий в регион и поступлений от туризма. Туристские потоки в основном направлены в центры отдыха Западной и Южной Европы.
Таблица 5. Международные прибытия и доходы от туризма в Европе.
Страна | Международные туристские прибытия | Доходы от международного туризма | ||||||
1000 | Изменение, % | Доля, % | Млн. долл. | Изменение, % | Доля, % | |||
2002 | 01/00 | 02/01 | 2002 | 01/00 | 02/01 | 2002 | ||
Европа | 399,759
| -0,5 | 2,3 | 100 | 240,490 | -1,7 | 6,5 | 100 |
Австрия | 18,611 | 1.1 | 2.4 | 4.7 | 11,237 | 1.9 | 11.1 | 4.7 |
Бельгия | 6,724 | -0.1 | 4.2 | 1.7 | 6,892 | 4.7 | -0.2 | 2.9 |
Хорватия | 6,944 | 12.2 | 6.1 | 1.7 | 3,811 | 20.9 | 14.3 | 1.6 |
Франция | 77,012 | -2.6 | 2.4 | 19.3 | 32,329 | -2.5 | 7.8 | 13.4 |
Германия | 17,969 | -5.9 | 0.6 | 4.5 | 19,158 | -0.3 | 4.0 | 8.0 |
Греция | 14,180 | 7.3 | 0.9 | 3.5 | 9,741 | 2.4 | 3.1 | 4.1 |
Венгрия | 15,870 | -1.5 | 3.5 | 4.0 | 3,273 | 9.4 | -13.2 | 1.4 |
Ирландия | 6,476 | -4.4 | 1.9 | 1.6 | 3,089 | 7.0 | 10.7 | 1.3 |
Италия | 39,799 | -3.9 | 0.6 | 10.0 | 26,915 | -6.2 | 4.3 | 11.2 |
Нидерланды | 9,595 | -5.0 | 1.0 | 2.4 | 7,706 | -6.8 | 14.6 | 3.2 |
Польша | 13,980 | -13.8 | -6.8 | 3.5 | 4,500 | -21.1 | -6.5 | 1.9 |
Португалия | 11,666 | 0.6 | -4.1 | 2.9 | 5,919 | 4.2 | 7.5 | 2.5 |
Россия | 7,943 | 5.3 | 7.3 | 2.0 | 4,188 | 3.8 | 17.6 | 1.7 |
Испания | 51,748 | 4.6 | 3.3 | 12.9 | 33,609 | 4.5 | 2.2 | 14.0 |
Швейцария | 10,000 | -1.8 | -7.4 | 2.5 | 7,628 | -3.5 | 4.4 | 3.2 |
Турция | 12,782 | 12.5 | 18.5 | 3.2 | 9,010 | -3.3 | 22.0 | 3.7 |
Украина | 6,326 | 31.4 | 9.2 | 1.6 | 2,992 | 23.5 | 9.8 | 1.2 |
Великобритания | 24,180 | -9.4 | 5.9 | 6.0 | 17,591 | -16.7 | 8.0 | 7.3 |