Знаменитым путешественником средневековья был венецианский купец Марко Поло, который совершил путешествие из Европы в Золотую Орду.
Христофор Колумб родился в октябре 1451 г. в Италии, недалеко от Генуи. Он вынашивал проект кратчайшего пути из Европы в Азию через Атлантический океан.
12 октября 1492г. Колумб впервые увидел берег Нового Света. Это был остров Сан-Сальвадор, а этот день считается днём открытия Америки. Колумб совершил четыре плавания, в результате которых положил начало открытию материка- Южная Америка и перешейков Центральной Америки . Им открыты все Большие Антильские острова- Куба, Гаити, Ямайка и Пуэрто-Рико, центральная часть Багамского архипелага, большинство Малых Антильских островов от Доминики до Виргинских включительно, а также Тринидад и ряд мелких островов в Карибском море.
Этапы развития туризма в России – стадии процесса возникновения, становления, развития и совершенствования национального туризма. Можно выделить 5 этапов:
Просветительский период (до 90-х г. XIX в.) Во время этого периода туризм развивался в следующих направлениях:
- путешествия с торговыми, политическими, познавательными и религиозными целями;
- паломнические путешествия: вместе с христианством на Русь пришла традиция паломничества, основными местами паломничества были Палестина, Иерусалим, Сергиев Посад);
- поездки за границу с целью приобретения знаний: стали практиковаться с правления Петра I
- поездки с целью лечения и оздоровления: ездили к святым и целебным источникам;
- образование первых туристских организаций и фирмы: 1877 г. – возникновение альпийского клуба на Кавказе, распространение горных восхождений и пеших прогулок, которые положили начало ознакомлению и изучению Кавказских и Крымских гор. 1885г. – в Петербурге открылась первая туристская фирма Леопольда Липсона.
Основным препятствием для путешествий XVIII- начала XIX в. по России были плохие дороги, отсутствие условий нормального жизнеобеспечения в пути (гостиниц, трактиров, станции для смены или отдыха лошадей). Возможность же заграничных путешествий ограничивалась в материальном отношении даже для высшего сословия.
К концу XIX в. география путешествий состоятельных дворян распространилась по всем странам Европы: Испания, Швейцария, Германия, Швеция и другие страны, привлекавшие россиян.
В начале XX в. стоимость путешествий стала гораздо меньше, что расширило круг возможностей для людей с достатком несколько выше среднего.
Предпринимательский период (1890-1917г.г.) Этот период характеризуется познавательно-экскурсионной направленностью, становлением и развитием разных видов спортивного туризма.
В это время образуются различные туристские и экскурсионные организации:
- общество любителей природоведения (ОЛП), члены которого осуществляли экскурсии и путешествия с целью изучения географии, геологии, этнографии, флоры и фауны.
- массовой туристской организацией дореволюционной России был Русский туринг-клуб (1895г., Петербург), который образовался в связи с распространением в России в конце XIX в. двухколёсных велосипедов; он являлся членом международной туристской организации. Постепенно Русский туринг-клуб превратился в Российское общество туристов (РОТ).
- в 1901г. в Москве возникло Русское горное общество, задачей которого являлось содействие развитию путешествий в горах.
- работу по туризму на Северном Кавказе проводило Кавказское горное общество (КГО) в Пятигорске.
- большинство людей привлекали путешествия по воде, которые стали практиковаться с появлением теплоходов.
Организационно-централизованный период (1930-1970г.г.) Этот период характеризуется:
1) восстановлением разрушенного войной туристского хозяйства: возрождение туристского хозяйства началось с первых же послевоенных лет. В Сочи, Грузии, на Урале был произведён ремонт баз, на которых во время войны располагались военные организации. Открылись новые, послевоенные базы в Калининской области и Эстонии, Краснодарском крае, Бахчисарае, Ленинградской области. С каждым годом росло число туристских учреждений;
2) развитие различных видов туризма: лыжный и пешеходный, самодеятельный туризм;
3) создание материальной базы для рекреационного туризма: дома отдыха, санатории, пионерские лагеря;
4) лимитирование внешнего (выездного) туризма.