Экономические, социальные и культурные изменения в 18-ом столетии в России, продвинутая Петром I, оказали большое влияние на повседневную жизнь страны. Это наблюдалось, прежде всего, в строгом распределении платья людей. В 1700 году был выпущен Декрет о обязательном ношении Западного европейского костюма всеми кроме крестьян и священнослужителей. Правила европейской моды стали обязательными для российской аристократии. Европейское платье должно было стать нормой для российского общества, тенденция, которая сделала постепенные успехи, ломая с веками старые народные традиции. И действительно в первой половине 18-ого столетия Западные европейские платья, возникая в признанном модном центре в Париже, были уже приняты привилегированными классами России.
Среди крестьян российский народный костюм сохранил свои признаки до раннего 20-ого века. Российский торговый класс и мелкая буржуазия придерживались российского стиля платья все 18-ое и 19-ое вв., с трудом принимая европейские новинки.
Традиционный российский костюм был известен своим прямым покроем и свободными плавными линиями. Покрой было основан на ширине домотканой или купленной ткани и составлял архаичный стиль традиционных российских предметов одежды. Значительной длины платья, а особенно женские рубашки с длинными рукавами представляли основу традиционной одежды. Все эти особенности крестьянских предметов одежды отразили оригинальную природу российского костюма, который сохранил свои главные особенности со времен Древней Руси.
Российский женский костюм был основан на "сарафане" (своего рода платье без рукавов). Ансамбль "сарафан" стал широко распространенным в России в конце 18-ого столетия и включал рубашку, "сарафан", пояс, и передник. Этот костюм был особенно типичен для северных и центральных областей, проникая также и в другие части России. В 18-ом столетии этот костюм был уже связан с российским национальным костюмом. "Сарафан" был ежедневным признаком крестьянки и городской женщины, принадлежащих к торговому сословию, мелкой буржуазии и другим секциям населения. Более архаичная форма платья была основана на юбке "понева".
Самые ранние образцы национального народного платья включают праздничные костюмы с "сарафанами" из набитых шелковистых тканей, произведенных в России в последней части 18-ого столетия. "Сарафаны" из шелковистых тканей, набитых с щедрыми цветочными букетами и гирляндами, были украшены золотыми нитями и металлическим шнурком; серебряные или позолоченные кнопки формировали декоративный образец вдоль швов. Такие "сарафаны" носили с белыми рубашками ("рукава"), сильно украшенные вышивкой, или с шелковыми рубашками с цветочными аппликациями. Эти праздничные "сарафаны" и рубашки были бережно сохранены и оберегались, и носились с заботой в праздники.
"Сарафаны" были подвязаны в талии узкими поясами, имеющими длинные свободные концы. В холодные дни носили жакет с длинными рукавами - "душегрейка", собранный на спине в трубчатые сгибы. Его покрой отличался от традиционного стиля. Праздничная "душегрейка" была сделана из шелка или бархата, и вышита золотой нитью.
Свадебный и праздничный головной убор, который носили в северных и центральных областях в 18-ом 19-ом вв., имел множество форм и отразил местные особенности, и возраст и социальные различия.