Для глубинного понимания тех процессов, которые приводят к возникновению и существованию упомянутых выше проблем в области туризма, следует более детально проанализировать ситуацию, которая сложилась на этом рынке услуг.
Несмотря на широкую "географию" туристов, которые приезжают в нашу страну, их преобладающую часть (78%) составляют туристы с бывшего СССР, и в первую очередь - из России, Беларуси и Молдовы. Относительно других стран, более всего Украину посещают туристы из Венгрии, Словакии и Польши (табл.1). При этом часть иностранных туристов, которые путешествуют в туристических группах, довольно незначительна - лишь 1.2%. Большинство граждан, которые , по существующей классификации, рассматриваются как иностранные туристы, фактически такими не являются, а посещают Украину по служебным или частным целям (в том числе - для ведения частного бизнеса). Вместе с тем это является ярким свидетельством недостаточности развития в Украине организованного туризма.
Таблица 1.2 – Распределение иностранных туристов по странами, из которых они прибыли в 2003 году
Страны |
Прибыло |
в Украину |
Из них путешествовало |
|
всего (тыс. чел.) |
2003 г. в % к 2002 г. |
в туристических группах (тыс. чел.) |
В целом страны бывшего СССР из них: Беларусь Молдова Россия другие из них: Болгария Великобритания Греция Израиль Испания Италия Канада Кипр Китай Германия Польша Румыния Словакия США Турция Венгрия Франция Чехия |
6207,6 4838,7
1238,9 1292,8 2116,8 1368,9
29,8 24,1 9,0 28,6 5,9 17,2 11,1 1,3 8,4 62,5 256,1 38,9 149,0 46,0 22,7 440,9 20,9 75,6 |
84 90
90 109 81 74
43 113 86 137 84 77 84 37 78 94 40 55 62 83 68 87 92 96 |
75,5 36,1
2,0 0,7 32,9 39,4
0,1 2,2 0,3 4,2 0,1 1,1 1,1 0,1 0,2 7,9 2,3 0,1 0,7 6,0 2,1 0,2 0,7 1,2 |
Хотя практически вся территория нашей страны имеет достаточный потенциал для развития туризма, тем не менее интенсивность посещений иностранными туристами её отдельных регионов очень разнообразна (табл. 2).
При довольно значительных, а временами и уникальных природно-лечебных ресурсах Украины , лечебный туризм (по сравнению с специализированным и зеленым) еще не получил здесь достаточного развития. Такие виды туризма привлекают лишь меньше чем 2% туристов (табл. 3).
Как свидетельствует осуществленный сравнительный анализ, в Украине туристическая инфраструктура является недостаточно развитой и вместе с тем рациональной, что в объединении с низким качеством сервиса предопределяет его низкую привлекательность, и, соответственно, прибыльность на фоне аналогичных показателей в других странах Европы.
Таблица 2.2 - Распределение регионов Украины по количеству посещений их иностранными туристами в 2003 г.
Количество посещений |
Регионы |
До 1 тыс.
От 1 тис. до 2 тыс.
От 2 тис. до 3 тыс.
От 3 тис. до 5 тыс.
От 5 тис. до 10 тыс.
От 10 тис. до 20 тыс.
От 20 тис. до 50 тыс.
Более 50 тыс. |
Донецкая, Житомирская, Киевская (без г. Киева), Луганская, Полтавская, Сумская, Тернопольская, Хмельницкая и Черниговская области
Винницкая, Кировоградская, Ровненская, Херсонская и Черкасская области
Волынская и Днепропетровская области
Закарпатская (5), Запорожская (4,9), Ивано-Франковская (3,3), Николаевская (3,2) и Харьковская (3,4) области
Черновицкая (6) область
Севастополь (18,6)
Львовская (20,5) и Одесская (30,5) области
Киев (60,9) и Автономная Республика Крым (97,2) |
Таблица 3.2 - Распределение иностранных туристов по цели посещения
Показатели |
Годы |
||
2002 |
2003 |
2004 |
|
Количество туристов (всего) в том числе с целью : служебная, деловая поездка, бизнес-тур, обучение досуг, отдых, спортивно-оздоровительный туризм лечебный туризм специализированный туризм Другие |
100
7,5 31,3 59,2 1,8 0,2 |
100
31,3 63,8 1,6 1,5 1,8 |
100
31,5 57,6 1,8 1,3 7,8 |
К сожалению, на сегодня мы можем констатировать лишь то, что на фоне возрастающей конкуренции на мировом рынке туристических услуг и вследствие действия ряда факторов, о которых , будет идти речь ниже, отставание Украины от ведущих туристических стран увеличивается, перемещая ее в "периферию" туристических потоков (в 2004 г. ее посетили в 20 раз меньше туристов, чем Францию - ближайшую к Украине по размерам, территории и численности населения ). Поэтому иностранный туризм до сих пор не играет надлежащей роли в хозяйственной жизни Украины. Анализ официальной статистической информации свидетельствует об отрицательных чертах в развитии иностранного туризма в нашей стране в последние годы. Поток иностранных туристов в неё уменьшается. Только за 2002-2004 гг. вдвое сократилось количество организованных туристов, почти втрое - частные посещения Украины иностранцами и вчетверо - прибытия иностранного обслуживающего персонала. Такое сокращение происходит на фоне увеличения (в пять раз) транзита иностранных туристов украинской территорией (табл.4). Все это дает основания утверждать о потере Украиной привлекательности как места международного туризма.
Таблица 4.2 - Посещение Украины иностранцами
Показатели |
Годы |
2004 г. в % к 2003 г. |
||
2002 |
2003 |
2004 |
||
Посещения (всего) в том числе с целью: туризм служебная поездка организованный туризм частная поездка обслуживающий персонал транзит |
14743,6
12103,7 1194,2 1414,4 9495,1 1740,4 899,5 |
12003,0
9858,7 1478,3 852,6 7527,8 845,7 1298,6 |
10656,4
6014,1 1548 712,5 3753,6 404,2 4571,4 |
74,5
49,7 129,6 50,4 39,5 23,2 508,2 |
В настоящее время туризм является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей. Не случайно его называют феноменом XX века.
Туристская деятельность стала важнейшим источником валютных поступлений. Например, в Испании на нее приходится 35% экспорта, свыше 50 % - на Кипре и более 70 % - на Гаити.
Достаточно большая и плотно населенная территория Украины в плане туризма развита пока слабо. Об этом свидетельствуют приведенные ниже данные.
Таблица 5.2 - Показатели развития отрасли туризма в некоторых странах Европы в 1993г.
Страны |
Количество туристов на 1 кв. км
|
Количество туристов на 1000 жителей
|
Средний годовой доход, в млн. долларов США
|
Болгария |
35 |
427 |
307 |
Словакия |
13 |
123 |
390 |
Венгрия |
245 |
2214 |
1181 |
Чехия |
146 |
1117 |
1558 |
Польша |
53 |
450 |
4500 |
Украина |
3 |
37 |
157 |
Таблица 6.2 - Характеристика туристских баз в Украине в 1990-1995 г.
Показатели |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
Количество т/баз, единиц |
176 |
147 |
128 |
116 |
110 |
110 |
Вместимость, тыс. мест |
99 |
72 |
56 |
45 |
40 |
37 |
Наиболее представительной и влиятельной организацией в сфере туризма является сейчас Всемирная туристская организация (ВТО), основанная в 1975году. К действительным ее членам относятся болeе 110 государств. Украина не состоит в ВТО за неимением средств на вступительный и членский взносы.
27 сентября в соответствии со временем принятия устава ВТО отмечается Всемирный день туризма. Одним из лозунгов последних лет в этот день был: "Связь, информация и образование - движущие факторы развития туризма". Первые два фактора можно объединить в одну группу "Информационное обеспечение". Среди проблем информационного обеспечения целесообразно выделить следующие:
- расширение и сегментирование рекламы;
- доведение информации до потребителей с помощью современных технических средств; - предоставление максимально сжатой и в то же время содержащей основные факты информации в интересной, желательно неординарной форме.
Рассмотрим первое из указанных положений более подробно. Важным направлением рекламной деятельности является расширение числа рекламируемых объектов. В настоящее время достопримечательности того или иного региона известны далеко не всем местным жителям. Например, по социологическим опросам, в заповедниках Крыма побывало только 5-8% крымчан.
Ко второму направлению можно отнести ориентацию рекламы на определенный круг потребителей (дифференцированная реклама). В связи с современным экономическим спадом сегментирование потребительского рынка приобретает особое значение. Согласно закону Энгеля, с увеличением дохода снижается доля расходов на товары первой необходимости, поэтому потребители могут потратить больше средств на отдых. Рекламирование туристских услуг должно иметь целевую ориентацию. Например, студентам предлагается недорогие лагеря отдыха на территории Украины, бизнесменам - комфортабельный отдых за границей.
Следующим направлением рекламной кампании должно стать применение разнообразных способов рекламы. В настоящее время широкое распространение получило включение в рекламные ролики потребителей, пользующихся предлагаемым товаром и дающим ему высокую оценку (стиральный порошок, медицинские препараты, косметика и др.). «Разбавление» сухого рекламного объявления живым рассказом очевидца, конечно, даст положительный эффект.
Четвертое направление рекламной кампании назовем концентрацией рекламы. Указанная реклама рассчитана на весьма определенный круг потребителей. Ей должны предшествовать строительно-реконструкционные мероприятия, результат которых отразится в рекламном объявлении. Дело в том, что среди туристов встречаются люди с физическими недостатками, приверженцы национальных традиций или желающие путешествовать вместе со своими домашними питомцами. Для них должны быть созданы особые условия, т. е.:
- для инвалидов - удобные, приспособленные для колясок подъезды;
- для домашних животных - место выгула и соответствующее питание;
- для любителей национального колорита - специальный, как внутренний, так и внешний интерьер, и кухня.
В свете указанных проблем информация служит потребителю. Однако не меньшую роль она играет и для производителя туристских услуг, в частности при прогнозировании.
Прогнозирование спроса на услуги туризма, как и на любые другие, чрезвычайно важно. Это связано со спецификой услуги, ее отличии от продукции:
- невозможностью накопления;
- перемещением не продукта к потребителю, а потребителя к месту оказания услуги; - полной степенью индивидуализации.
Для расчета числа рекреантов, которые посетят туристский регион в планируемом периоде, чаще всего используют прямые методы. Применяются корреляционно-регрессионные уравнения, кривые спросы, гравитационные модели и их модификации.
Расчет по данным моделям весьма сложен. Обязательность их применения оправдана в регионе, где ранее или длительное время не велся учет рекреантов. В остальных случаях целесообразно применение коэффициентного метода. Для определения объема спроса туристов на предстоящий период рекомендуется формула:
(1.2)
где
- объем
спроса в базовом периоде;
- - коэффициенты, учитывающие:" width=27
height=24 src="index.files/image004.gif"> - коэффициенты, учитывающие:
- изменение численности населения в регионе потенциальных рекреантов;
- изменение доли городского и сельского населения потенциальных рекреантов;
- изменение образовательного состава населения в регионе потенциальных рекреантов;
- рост доходов потенциальных рекреантов;
- медицинские показатели потенциальных рекреантов;
- изменение возрастного состава населения потенциальных рекреантов;
- экономическую выгоду от туризма;
- изменение национального состава туристского региона;
- экстраординарные обстоятельства в туристском регионе;
- повышение интереса к туристскому региону.
Рассмотрим перечисленные коэффициенты более подробно.
(2.2)
где - темпы
изменения численности за n
лет; число n зависит от
стабильности развития региона, если в районе не наблюдается искусственной
миграции, то n = 5 / 7.
В случае предполагаемой миграции, не бывшей ранее, коэффициент определяется методом экспертных оценок.
(3.2)
где и" width=24 height=24
src="index.files/image016.gif"> и - соответственно доля городского и" width=24 height=24
src="index.files/image017.gif"> - соответственно доля городского и
сельского населения.
следует
рассчитывать, если в регионе потенциальных рекреантов планируется расширение
или сокращение числа учебных и научных учреждений. Иначе =1." width=23
height=24 src="index.files/image006.gif"> =1.
обычно
определяют методом экспертных оценок. При этом следует учесть, что, начиная с
определенной величины дохода, рост спроса на услуги туризма резко увеличивается.
Это происходит при насыщении первичных потребностей - пища, одежда, жилье и
т.д.(см. выше закон Энгеля). Не случайно, доля расходов на туризм жителей
западноевропейских стран и США значительно больше, чем в СНГ.
учитывает
резкое изменение состояния здоровья потенциальных рекреантов. Причем улучшение
или ухудшение состояния еще не говорит об уменьшении или увеличении туристского
потока. Например, ввод в действие промышленных предприятий, ухудшающих
экологическую обстановку, обычно ведет к росту числа туристов, а аварии типа
Чернобыльской - к предпочтению туристских санаторно-курортным учреждениям.
Причем, если первое из названных обстоятельств возможно учесть заранее, то
второе является форс-мажорным. Поэтому определение коэффициента сопряжено со
многими сложностями.
Показатель применяется, если рассматривается" width=23 height=24
src="index.files/image009.gif"> применяется, если рассматривается
изменение состава населения потенциальных рекреантов за длительный период,
причем возрастная структура претерпела существенные изменения. Последнее могло
быть связано с миграцией (отъезда значительной части трудоспособного населения
в регионы, имеющие потенциал рабочих мест и обеспечивающие оплаченный труд или
приезда большого числа молодых людей, следствием чего является увеличение
рождаемости).
учитывает
возможную выгоду от посещения туристского региона с целью покупки. Он связан с
разницей в цене товаров, продающихся в месте постоянного жительства рекреанта и
туристского региона, или отсутствием необходимого товара на родине туриста. Для
его расчета возможно определение соотношения планируемых индексов цен в туристском
регионе и месте постоянного жительства.
, (4.2)
где -
индекс цен в туристском регионе - tourism;
- индекс цен в месте постоянного жительства (house, at home).
<\/a>") //-->