Турция на протяжении нескольких лет является самым популярным направлением белорусского выездного туризма. Изначально на туристском рынке Беларуси Турция позиционировалась как сравнительно дешевое летнее направление. Конечно, за последние годы произошли значительные изменения. В первую очередь со времени своего появления на белорусском туристском рынке Турция значительно выросла в цене. Особенно в последние годы. На уровень цен на туры в Турцию сказалось, во-первых, подорожание авиабилетов, а во-вторых, переход на евро в расчетах на туруслуги в Турции. Если первый фактор имеет глобальный масштаб и воздействует на турбизнес во всем мире, то второй специфичен для данной страны. Турция стремится войти в Евросоюз, а поэтому подгоняет свои экономические и другие показатели под европейские стандарты.
Однако, несмотря на все, Турция по-прежнему остается хитом на белорусском рынке. Это старое и проверенное направление, на котором, по информации Министерства спорта и туризма РБ работают около 20 крупных белорусских компаний.
Из года в год Турция лидирует по количеству чартерных цепочек в сезон из Минска. В прошлом сезоне их было девять: 3 на Анталью (консолидатором двух из них была компания "АэроБелСервис" и одной - "Пегас Туристик"), 4 на Измир (2 - "АэроБелСервиса" и 2 - "Топ-Тура") и по одной на Бодрум и Даламан (консолидатор - "АэроБелСервис"). И такое количество программ является оптимальным. Так как в Беларуси довольно активно действуют российские, польские и другие зарубежные операторы. Например, согласно статистическим данным Министерства статистики и анализа, за январь - октябрь 2005 года (наиболее показательный период, включающий летний сезон) из Беларуси в Турцию выехало 30 403 человека. А вот по данным Министерства культуры и туризма Турции за январь - сентябрь-2005 (то есть практически за аналогичный период времени) года в страну въехало 68 262 белорусских гражданина. Получается, что тридцать с лишним тысяч белорусов вылетели в Турцию из московских аэропортов. Как видно, потенциал налицо. Белорусские туроператоры могут побороться с московскими компаниями, переманивающими наших туристов приятными ценами и множеством вариантов продолжительности программ. Но, к сожалению, конкурировать с российскими туроператорами в цене пакетов белорусским компаниям достаточно трудно. [10]
Как уже отмечалось выше, Турция из года в год привлекает все большее количество туристов. Однако, подвести статистику по этому направлению достаточно сложно, так как та часть белорусских туристов, которая улетает на отдых за границу из аэропортов Москвы или Варшавы, часто не отражается в официальной статистике. К тому же необходимо учитывать, что многие наши соотечественники посещают Турцию в своих личных целях. Для Турции «челноки» и другие соискатели заработков являются туристами, так как они въезжают в страну по туристической визе.
Приблизительная динамика турецкого направления на выездном рынке Беларуси отражена в таблице.
Год |
Количество туристов (чел.) |
Изменение к предыдущему году (%) |
2000 |
7415 |
|
2001 |
9576 |
+29 |
2002 |
13502 |
+41 |
2003 |
15704
|
+16 |
2004 |
23647 |
+51 |
2005 |
32306 |
+37 |
Табл. 5. Количество туристов, выехавших в Турцию, и изменение их числа к предыдущему году.
Как очевидно из таблицы за прошедшие пять лет наибольший рост в турецком направлении наблюдался в 2002, 2004 и 2005 годах. Не считая провального 2003 года результаты характеризуют стабильный рост в пределах 40-50 %. В 2005 году рост числа отдыхающих в Турции составил +37%. И это несмотря на то, что в этом году турецкие отели перешли на расчеты в евро, а цены на авиабилеты из Минска впервые составили 300 дол. Возможно, такой достаточно высокий процент роста в столь кризисный год был вызвано оттоком туристов с крымского направления, значительно подорожавшего. Причем подорожание было настолько ощутимым, что порой клиенты, изначально настроенные на отдых в Крыму, в конечном итоге покупали тур в Турцию, обнаружив, что разница в цене для отдыха семьи составляет всего лишь 200 долларов в пользу Крыма. [9]
Турция остается для белорусского туристского рынка одним из направлений-лидеров, несмотря на весьма неблагоприятные изменения, происходящие на этом направлении. Итоги 2006 года еще не подведены, но в свете последних событий (эпидемия птичьего гриппа, террористические акты в курортных городах) ожидать большого подъема не приходится. Российские турфирмы констатируют падение спроса на турецком направлении. Причем причина не только в проблемной политической ситуации в Турции, но и в ухудшающемся уровне сервиса в турецких отелях. Многие туристы жалуются на, то, что сервис в отелях никак не изменяется, в то время как цены на туры растут. Констатируют даже некоторое ухудшение сервиса.
Перспективы развития турецкого выездного направления в Беларуси очень туманны и во многом зависят от процессов, происходящих в Турции. С вступлением Турции в ЕС белорусские туристы рискуют лишиться самой близкой, самой доступной и самой понятной нам заграницы. Очевидно то, что с вступлением Турции в ЕС вырастет стоимость турецкой визы, а получить ее станет куда сложнее, чем нынче. Визовые неприятности не единственное с чем придется столкнуться белорусским туристам. Сейчас у турецких отелей очень гибкая ценовая политика, но после вступления в ЕС Турция будет вынуждена соблюдать единый ценовый стандарт Евросоюза, что будет означать многократное подорожание услуг независимо от утверждений местных предпринимателей. Когда цены на турецких курортах поднимутся до общеевропейских, туристы, скорее всего, поедут отдыхать за те же деньги в Испанию с Грецией. Либо заново начнут открывать для себя тот же Крым.
Несмотря на заявления турецких властей, что, вступая в ЕС, Турция, как страна, получающая основной доход от турбизнеса, постарается сохранить тот благоприятный режим, в том числе и финансовый, который привлекает сегодня иностранных туристов, ЕС может заставить Турцию соблюдать общеевропейские нормы конкуренции в экономике.
В заключение, на сегодняшний день Турция – динамично развивающееся направление рынка выездного туризма Беларуси. Турция, как туристский продукт, в данное время находится на так называемой стадии «зрелости». Несмотря на подорожание туристских услуг, некоторое ухудшение сервиса и неблагоприятную политическую ситуацию в стране, в ближайшее время Турция не собирается сдавать свои позиции. Из года в год статистики констатируют увеличение не только числа туристов, но и увеличение доли Турции в выездном рынке Беларуси.